Франсуа Фийон, приглашенный в Россию для участия в дискуссионном клубе «Валдай», в своем выступлении 19 сентября раскритиковал позицию Франции в сирийском кризисе. Он упрекнул ее в подражании США, выразив надежду, что Франция «снова обретет независимость и свободу суждений и действий, поскольку только они могут поддержать ее авторитет в этом кризисе». Это высказывание политик продублировал в твиттере, чтобы быть уверенным, что фраза не пройдет незамеченной.
Публичная критика политики своей страны бывшим премьер-министром и кандидатом на президентские выборы 2017 года вызвала бурю негодования среди французских левых. Президент-социалист Франсуа Олланд, по данным телеканала Европа-1, находит высказывание Фийона «безответственным». Газета «Либерасьон» приводит слова депутата-социалиста Арно Леруа, который обвиняет Фийона в «лакействе». «По всей видимости, Франсуа Фийон запутался, где он живет, - заявил социалист Ле Ген телеканалу Франс-Инфо. – И, по всей видимости, он живет не во Франции». Похожего мнения придерживается Жан-Кристоф Камбаделис, который назвал Фийона «маргинализованной» политической фигурой и заявил, что тот «страдает синдромом Депардье: просить убежища у Путина, чтобы заставить о себе говорить. И если однажды он станет президентом, … Путин напомнит ему об этой челобитной перед российской дипломатией».
Правые в оценках высказывания Фийона, как и следовало ожидать, более сдержаны. В целом, как утверждает газета Фигаро, большинство его однопартийцев из Союза за народное движение (это сейчас главная оппозиционная партия во французском Национальном собрании) также против вторжения в Сирию – за редкими исключениями вроде Жана-Франсуа Копе и Алена Жюппе. Хотя в июле 2011 года депутаты этой партии поддержали проект президента Саркози по военной операциии против Ливии практически единогласно. При этом депутат от СНД Эрик Сиотти, верный сторонник Фийона, заявил, что бывший премьер «еще раз сказал то, что он повторяет с лета 2012 года, предупреждая, что отдалиться от России в решении сирийского конфликта было бы опасно». «Поскольку факты подтверждают его правоту, - добавил он, - я понимаю, почему социалисты засуетились: чтобы скрыть, что в этом кризисе они неправы с самого начала».
По мнению политолога Тома Геноле, в этом высказывании удивительно не содержание: для голлиста, а Фийон позиционируется как наследник политической традиции генерала де Голля, достаточно типично утверждать необходимость независимости от какого бы то ни было политического лагеря. Удивительна форма высказывания, причем в двух аспектах. Во-первых, тот факт, что Фийон назвал Владимира Путина, у которого очень плохой политический имидж в Европе, «дорогим другом». Во-вторых, тот факт, что выступление было сделано в России, тогда как во Франции не принято, чтобы политики публично критиковали родное правительство, находясь за границей.
Франсуа Фийон, который покончил с политикой «ни-ни» – то есть развития политической линии, не зависимой ни от социалистов, ни от «Национального фронта», – явно клонится вправо, пытаясь привлечь крайне правый электорат. Еще в октябре 2012 года он заявил, что придерживается «значительно более правых взглядов, чем принято считать».
Валдайский реверанс Путину можно считать одним из подтверждений этой тенденции. Напомним, что Марин Ле Пен, председатель «Национального фронта», в июне совершила триумфальную поездку в Россию. «Я хотела бы, чтобы равновесие в отношениях с Россией было восстановлено, потому что у меня такое ощущение, что ЕС ведет в отношении России что-то вроде холодной войны», – процитировала Франс-Пресс слова главы партии «Нацфронт» после встречи со спикером Годсумы РФ Сергеем Нарышкиным.