Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коктыш: Минску нужно добиваться изменения конструкции Евразийского союза

© РИА Новости Дмитрий Астахов / Перейти в фотобанкБеседа глав делегаций стран-участниц заседания Высшего Евразийского совета
Беседа глав делегаций стран-участниц заседания Высшего Евразийского совета
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какие объективные трудности встречает официальный Минск в процессе формирования Евразийского союза с Россией и Казахстаном? Можно ли решить те проблемы, которые делают Евразийский союз невыгодным с экономической точки зрения? На эти вопросы отвечает доцент Московского государственного института международных отношений Кирилл Коктыш.

Почему Михаил Мясникович заговорил о трудностях в работе над проектом договора о Евразийском экономическом союзе?

«Работа над проектом соглашения по Евразийскому экономическому союзу... продвигается с трудом», - заявил премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович на заседании Высшего Евразийского совета на уровне глав правительств. Какие объективные трудности встречает официальный Минск в процессе формирования Евразийского союза с Россией и Казахстаном? Можно ли решить те проблемы, которые делают Евразийский союз невыгодным с экономической точки зрения? На эти вопросы отвечает доцент Московского государственного института международных отношений Кирилл Коктыш.

– Отражает ли заявление Мясниковича реальное положение вещей, или это просто дипломатическое и политическое давление на Россию, чтобы та уступила позиции или увеличила материальную помощь? Или белорусский премьер сказал о том, что есть, а именно о существовании проблем в разработке евразийских правил?

– На самом деле там существуют довольно существенные проблемы системного характера. Ведь объявленные принципы Евразийского союза много чего не учитывают. Во-первых, они предусматривают передачу компетенции и реальной власти от государственных структур к корпорации. А корпорации, в отличие от государства, не будут брать на себя социальные обязательства.

И сегодня Белоруссия начинает открывать для себя, что ни одна белорусская компания не может доминировать в Таможенном союзе. Ведь Россия вступила во Всемирную торговую организацию, и конкурировать приходится на мировом уровне. И это понимание довольно грустное, ведь альтернативой может стать разбор белорусской экономики на запчасти. Поэтому определенные решения надо искать, Минску нужно добиваться изменения конструкции Евразийского союза, чтобы Белоруссия смогла сохранить ту индустриальную экономику, которую сегодня имеет. Эта проблема довольно нетривиальная, и она теперь начинает выглядеть все более серьезно, о чем Мясникович и говорил.

– Можно ли решить эту проблему путем уступок со стороны Казахстана и России? Мол, они проникнутся сложностями  и протянут руку помощи?

– Такой сценарий мне не представляется реалистичным, так как уступки ничего не решат. Надо менять общие принципы, чтобы они были выгодны всем трем странам. Я полагаю, надо в какой-то мягкой форме вводить протекционизм, государственную помощь предприятиям – все те меры, которые по привычке ругают как антирыночные. Но именно такие шаги сейчас применяют все страны без исключения. В частности, США и Европа.

Вопрос в том, в какой форме Белоруссия сумеет внедрить эти принципы в Таможенный союз. Речь не идет о том, чтобы закрываться. Речь о том, чтобы как-то зафиксировать те зоны экономики, которые должны быть приоритетом стран Таможенного союза, а не других.