Жесткое выступление президента Бразилии Дилмы Руссефф на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, в котором она осудила США за ведение электронного шпионажа, было встречено бурными аплодисментами ее участников.
Однако ее призыв ввести международные нормы регулирования интернета заставил понервничать многих делегатов международного форума.
Выступая на открытии Генеральной ассамблеи ООН, Руссефф привела факты, обнародованные экс-сотрудником Агентства национальной безопасности Эдвардом Сноуденом. В документах, переданных Сноуденом прессе, говорилось, в частности, о том, что спецслужбы США перехватывают и обрабатывают электронную переписку Дилмы Русефф с президентом Мексики Энрике Пенья Ньето, а также государственной и нефтяной компании Petrobras.
До этого момента в ее речи все шло хорошо. Было бы трудно не согласиться с Руссефф, несмотря на то, что американские чиновники в приватных беседах настойчиво твердят, что электронным шпионажем занимаются все страны, а не только США. В качестве оправдания Белый дом приводит обязательства властей перед своими гражданами по защите их от возможных террористических атак, для чего необходимо использовать все средства, в том числе и шпионскую деятельность.
Однако эти аргументы Бразилия не приемлет.
В следующей части своего выступления Руссефф завила о том, что мир нуждается в «многосторонних механизмах» регулирования интернета под эгидой ООН.
Следует отметить, что Бразилия наряду с Россией, Южной Африкой и Индией, начиная с 2005 года, настойчиво предлагают ввести меры по регулированию интернета. Против этого выступают защитники свободы слова, которые считают, что такие меры могут привести к цензуре всемирной сети.
В декабре прошлого года на прошедшей в Дубае конференции Международного союза электросвязи Россия и Китай выступили с инициативой ввести международные правила регулирования интернета, в частности, регламентации «массы нежелательной электронной информации (спама), распространяемой по электронной почте».
Соединенные Штаты и ряд европейских стран высказались против этого предложения, заявив, что «спам» в интерпретации Китая и России может привести к цензуре контента. Китай, например, уже давно цензурирует фейсбук, твиттер и многие другие веб-сайты, так как китайские власти считают, что они противоречат национальным интересам.
Такая позиция властей может привести к тому, что многие сайты политической и религиозной направленности попадут под определение «спам».
Защитники свободы слова рассказали мне, что предложение Бразилии выглядит не таким жестким, как России и Китая. Однако их тревожит сама попытка взять под государственный контроль интернет.
Мое мнение: Предложения Руссефф по созданию «многосторонних механизмов регулирования интернета», не должны быть отвергнуты с ходу, так как существуют определенные аспекты интернета, как например, электронный шпионаж, детская порнография и финансовые махинации, которые нуждаются в международном надзоре.
Вместе с тем оставить в руках ООН регулирующие функции за интернетом является плохой идеей. Авторитарные режимы России и Китая имеют большое влияние в этой международной организации, что позволит им и их союзникам на международном уровне цензурировать интернет, определять, что можно читать и смотреть, а что нельзя.
Президент Руссефф имеет полное право быть недовольной электронным шпионажем, и, возможно, она права, когда говорит о том, что необходимо принять определенные международные принципы, дабы положить конец порочной практике.
Но я боюсь, что в этом случае ООН предоставит слишком много власти национальным правительствам контролировать интернет, и лишит правозащитные организации и гражданское общество в целом права на получение независимой и правдивой информации.
Это стало бы концом свободы выражения мнений в киберпространстве.