Задача Агентства национальной безопасности заключается в том, чтобы бороться с террористами. Однако теперь выясняется, что агенты АНБ постоянно пользовались своими служебными полномочиями, чтобы тайком прослушивать разговоры своих супругов и любовников.
Вечером в четверг 26 сентября в письме генерального инспектора АНБ, адресованном сенатору Чарльзу Грассли (Charles Grassley), республиканцу от штата Айова, впервые были обнародованы подробности незаконной слежки. Ранее Грассли попросил сообщить ему детали эпизодов намеренного злоупотребления служебными полномочиями со стороны агентов АНБ, после того как в августе правительственные чиновники признали, что за последнее десятилетие была зарегистрирована «пара» умышленных нарушений. Прежде уже сообщалось, что в ряде эпизодов агенты АНБ следили за своими любовниками и супругами, и этот процесс в их кругах носил название «любовной разведки».
В письме, адресованном Грассли, говорится, что с 2003 года было зарегистрировано по крайней мере 12 случаев злоупотребления служебными полномочиями, среди которых были выявлены эпизоды «любовной разведки». В 2011 году одна сотрудница АНБ, работавшая на иностранной базе, прослушивала телефонные разговоры своего любовника и других иностранцев, с которыми она общалась в социальных сетях, чтобы выяснить, не были ли они «сомнительными личностями». В 2004 году еще одна сотрудница АНБ установила слежку за иностранным телефонным номером, который она обнаружила в записной книжке сотового своего мужа, потому что заподозрила его в неверности. В 2003 году АНБ было вынуждено начать служебное расследование в отношении одного из своих сотрудников после того, как женщина, с которой у него была связь сексуального характера, обратилась к ним с жалобой на то, что он прослушивает ее телефонные переговоры. В ходе расследования выяснилось, что в течение пяти лет этот сотрудник незаконно прослушивал девять телефонных номеров, принадлежащих гражданкам других стран. Во всех вышеперечисленных случаях злоупотребления служебными полномочиями виновные не понесли никакого уголовного или дисциплинарного наказания.
В АНБ было зарегистрировано еще шесть подобных эпизодов «любовной разведки». Один сотрудник агентства внес шесть адресов электронной почты своей бывшей американской возлюбленной в систему наблюдения в тот день, когда он получил к ней доступ. Позже он объяснил, что сделал это, чтобы потренироваться в использовании технологий слежки. Еще один агент АНБ отслеживал телефонные переговоры своей иностранной возлюбленной в течение месяца, мотивируя это своим желанием проверить, не была ли она связана с местными правительственными чиновниками и не принимала ли она участия в деятельности, которая потенциально могла повредить его работе. Самыми серьезными наказаниями для агентов АНБ, злоупотреблявших своими полномочиями, стали удержание заработной платы за два месяца, понижение в звании и отмена доступа к секретным данным. В 2011 году результаты расследования одного эпизода «любовной разведки» были переданы в Министерство юстиций, однако оно отказалось от уголовного преследования виновника. В письме генерального инспектора говорится, что в настоящее время проводится расследование двух эпизодов предполагаемого злоупотребления полномочиями.
Стоит отметить, что несколько случаев незаконной слежки были выявлены после того как агенты, мучимые угрызениями совести, сами признавались в злоупотреблении полномочиями, или не могли пройти проверку на детекторе лжи. Вполне вероятно, множество подобных инцидентов до сих пор остаются нераскрытыми, особенно учитывая масштабы разведывательных операций АНБ. По некоторым данным агентство перехватывает около 1,7 миллиардов разговоров ежедневно, и проверить каждый из этих разговоров практически невозможно.
В любом случае публикация информации об эпизодах «любовной разведки» сама по себе примечательна. Это, без сомнения, подтверждает тот факт, что в августе глава АНБ Кит Александер (Keith Alexander) – в силу своей неосведомленности или сопричастности – сделал заведомо ложное заявление о том, что «ни один человек умышленно и сознательно не нарушал закон и не пытался нарушить ваши гражданские свободы и вторгнуться в вашу частную жизнь». Теперь Александер изменил тон своих высказываний, заявив в четверг перед Комиссией Сената по разведке, что «за последние 10 лет произошло всего 12 подтвержденных случаев нарушений, то есть примерно по одному случаю в год».