Представленная Россией и США резолюция по химическому оружию в Сирии, которая была принята Советом безопасности Организации объединенных наций в ночь с 27 на 28 сентября, стала ключевым этапом в процессе восстановления порядка на международной арене.
В этой резолюции, которую единогласно утвердили 15 членов Совета безопасности, нужно выделить ряд интересных моментов:
1. Она обязывает всех участников конфликта в Сирии передать имеющееся в их распоряжении химическое оружие Организации объединенных наций для последующего его уничтожения. Кроме того, она предписывает всем сторонам остановить производство или транспортировку этого оружия.
2. В ней официально заявляется, что распространение оружия массового поражения представляет собой угрозу для мира и безопасности.
3. В ней подтверждается суверенитет, независимость и территориальная целостность Сирии.
4. В ней отмечается, что нарушение условий соглашения одной из сторон будет означать применение статьи VII Устава ООН, однако ему должно предшествовать новое заседание Совета безопасности, на котором будет принято решение по поводу применения вооруженных сил.
Как отмечают все обозреватели, это голосование в Совбезе, безусловно, стало победой России. Всем так или иначе участвующим в разрешении сирийского кризиса сторонам, начиная с Франции и США, пришлось признать законную силу ООН. В таких условиях не может быть и речи о каких-то односторонних решениях по поводу ударов. К тому же, победа России стала и победой международного права. Что, тем не менее, не отменяет ее плодов для Москвы: по резолюции законное правительство Сирии признается легитимным партнером на переговорах и грядущей мирной конференции, которая должна состояться в Женеве. Для ее проведения больше не ставится никаких предварительных условий, к числу которых относился, например, уход Башара Асада. США и Франция оказались в одиночестве, так как их позицию отвергли не только Россия и БРИКС, но и большинство государств. В результате им пришлось принять логику и позицию России.
Победа России стала поистине историческим событием. Она свидетельствует как о последовательности нацеленной на защиту международной законности российской внешней политики, которую проводят президент Владимир Путин и его министр иностранных дел Сергей Лавров, так и об изменении расстановки сил на международной арене. Как бы то ни было, эта победа накладывает на Россию новую ответственность. Теперь от нее будут ждать более активной и инициативной позиции по различным мировым кризисам.
Далее, победу России нужно рассматривать параллельно с ослаблением позиций Европы и неудачей Франции. Провал Парижа был унизительным. Франция оказалась не у дел: ей не предложили участвовать в состоявшихся в Женеве переговорах между Россией и США, которые заложили основу для принятия этой резолюции. В целом речь идет о провале всей внешней политики нашей страны. Тем самым она расплачивается за свою непоследовательность: как сочетается операция в Мали в начале этого года (а у нас слишком быстро забывают, что она стала возможной лишь благодаря предоставленным Россией грузовым самолетам, которые взяли на себя обеспечение логистики) с позицией по Сирии? Этот провал связан с отсутствием четкой доктрины или скорее даже с подъемом морализма вместо настоящего политического мышления. Наконец, этот провал стал следствием неспособности объединить Европейский Союз вокруг наших позиций. Нам еще никогда так сильно не бросались в глаза раскол в Евросоюзе и отсутствие у него общей позиции на международной арене. Франция вложила много сил в строительство единой Европы в надежде, что тем самым она сможет получить преимущество в международной политике и укрепить свое положение. Сегодня же ей приходится распрощаться с иллюзиями. Никакие уступки по национальному суверенитету не привели к формированию общей позиции Европейского Союза. Более того, они лишь придали легитимности Германии как великой державе.
Сейчас нам совершенно необходимо вынести для себя уроки из этой неудачи и подвести итоги 20-ти лет европейского строительства. Кроме того, нужно, чтобы министр иностранных дел Лоран Фабиус лично сделал выводы из этого голосования в Совбезе с учетом своей работы за последние месяцы и взял на себя ответственность за провал французской дипломатии, подав в отставку.