Громкими и продолжительными аплодисментами встретили участники 10-й Ялтинской ежегодной международной встречи YES сообщение президента Януковича о готовности Украины предоставить техническую помощь в уничтожении химического оружия в Сирии. «Я хотел бы со стороны Украины предложить участие наших специалистов, украинских технологий для уничтожения химического оружия в Сирии. У нас есть этот опыт, у нас есть передвижные установки, запатентованные Украиной, и показавшие уже на практике свою эффективность, — гордо сообщил Виктор Федорович. — И мы готовы вместе со специалистами их задействовать для как можно скорейшего уничтожения химического оружия в Сирии».
«Ух ты! — подумали мы. — Какой ход! Какая мощная и своевременная инициатива! Похоже, Украина, делает серьезный шаг со своей периферии прямо на мировую авансцену: не успели Россия и США предложить план решения «сирийской проблемы» и договориться о передаче сирийского химоружия под контроль международного сообщества, как Украина тут же выразила готовность сделать вклад в общее благородное дело». Надо бы поподробнее об этом узнать, решили мы, уже готовясь вникать в специфические детали «запатентованной Украиной» технологии уничтожения химического оружия и оценивать размер грядущих внешнеполитических, финансовых, бизнесовых и имиджевых дивидендов от столь серьезной инициативы. (Как делали и делаем это всякий раз, когда Украина готовится внести свой вклад в безопасность планеты — будь то отправка украинского контингента в Персидский залив во времена иракской кампании, ликвидация межконтинентальных баллистических ракет и оставшегося от них твердого ракетного топлива, отказ от высокообогащенного урана или участие в миротворческих операциях).
Но не тут-то было… Недельный поиск, проведенный сразу несколькими журналистами нашей редакции по разным направлениям, искомых результатов не дал.
Нехорошие подозрения, возникшие у нас после первых же сделанных телефонных звонков, еще больше усилил… президент Янукович. Мы так ждали его выступления на Генассамблее ООН в Нью-Йорке, вчитывались в каждое сказанное им слово: ну, где же, где тут о Сирии, где украинское предложение о ликвидации химического оружия, может, Виктор Федорович, заинтересовав публику в Ялте, приберег «вкусные» подробности для более высокой международной трибуны — ооновской? Но нет, президент Янукович, проинформировав мир о том, что «Украина протянула руку помощи сирийскому населению, предоставляя помощь через механизмы ООН», лишь поприветствовал «разработанный Россией и США план относительно передачи под контроль международного сообщества арсеналов сирийского химического оружия и их дальнейшего уничтожения». И все. Никаких вам предложений, никаких упоминаний о роли Украины в этом самом «дальнейшем уничтожении».
И на официальном приеме у американского президента во время «неофициального общения» с Бараком Обамой Виктор Янукович снова почему-то поскромничал и лишь «очень кратко обменялся информацией по Сирии» с коллегой. Помнится, во время предыдущих, также более чем кратких, обменов мнениями Януковича с Обамой по поводу текущей международной ситуации, Виктор Федорович успевал, например, напомнить об отказе Украины от высокообогащенного урана. Так почему же он не воспользовался случаем и не предложил американскому президенту «украинские технологии» для уничтожения сирийского химоружия, упустил такой шанс и Украину пропиарить, и личный рейтинг в глазах лидера сверхдержавы приподнять? Ведь даже вчера, уже после возвращения В.Януковича из Нью-Йорка, на момент верстки этого номера новость «Украина готова предоставить помощь в уничтожении химического оружия в Сирии» все еще висела на официальном сайте президента...
ZN.UA связалось с множеством весьма компетентных в своих сферах и занимающих или занимавших весьма высокие посты людей (включая нескольких экс-министров) из Кабмина, Министерства обороны, МИД, МЧС, СНБОУ, АП, НИСИ, НАНУ, ОПК, поговорили с авторами некоторых предыдущих известных украинских инициатив на международном поприще, расспросили экспертов. Так вот, никто из них, ни один человек ничего не знал об украинских «передвижных установках по уничтожению химического оружия», да еще «показавших свою эффективность на практике». Все находились в полнейшем недоумении: и о чем это сказанул президент в Ялте? По просьбе ZN.UA некоторые наши конфиденты, используя свои многолетние связи и широкие возможности, провели собственные блиц-расследования, но также не обнаружили «в степях Украины» ничего, хотя бы отдаленно напоминавшего «передвижные установки по уничтожению химического оружия».
К сожалению, поскольку «сказанул» о них именно президент, большинство наших собеседников, по понятным причинам, не решилось публично объявить: «А король-то голый!». Но вот что рассказал ZN.UA экс-начальник Главного управления разведки Минобороны, бывший руководитель Комитета по вопросам разведки при президенте Украины, многолетний куратор всего украинского разведсообщества, экс-председатель СБУ Игорь Смешко: еще в 1992 г. по распоряжению президента Л.Кравчука была создана специальная группа (ее возглавил один из тогдашних высокопоставленных сотрудников аппарата СНБОУ Анатолий Довгополый) для изучения двух весьма важных на то время вопросов — имеется ли на территории Украины химическое оружие, и существуют ли у нашей страны возможности по его изготовлению и уничтожению? В 1993 г. состоялось специальное заседание СНБОУ, на котором тогдашний вице-премьер Валерий Шмаров доложил о результатах проверки, проведенной группой под руководством А.Довгополого: на оба вопроса был получен отрицательный ответ.
«В течение 10 лет, когда я находился в руководстве разведсообщества Украины, я никогда не слышал ни о каких установках и технологиях, связанных как с созданием, так и с уничтожением химического оружия», — заявил ZN.UA Игорь Смешко.
Но, может быть, некие технологии и установки были созданы позднее? На всякий случай мы, по старой памяти, позвонили гендиректору Павлоградского химзавода (где утилизируется твердое ракетное топливо от МБР SS-24) Леониду Шиману, чтобы поинтересоваться, не у него ли на предприятии находится такое богатство. Он сообщил нам следующее. Во-первых, у ПХЗ нет ни компетенции, ни специалистов, ни технологий, ни оборудования для уничтожения химического оружия. Во-вторых, Павлоград — густонаселенный город, а потому не может быть и речи об уничтожении на его территории химического оружия. В-третьих, на ПХЗ вообще не обладают информацией, какие именно вещества находятся в Сирии, и в каком количестве они должны быть утилизированы. И, в-четвертых, в мире есть две страны, занимающиеся ликвидацией химического оружия в промышленных масштабах — это США и Россия.
Наверное, стоит напомнить читателям, что после распада Советского Союза Россия осталась обладательницей крупнейших в мире запасов химического оружия. И, как признают сами россияне, арсеналы данного вида оружия массового поражения имелись только в РСФСР, в других республиках их не было. Как и технологий, и оборудования по его ликвидации.
Как поясняли нам эксперты, технологии создания и ликвидации химического оружия тесно связаны между собой. Как правило, там, где создают это ОМП, там и разрабатывают технологии и оборудование по его ликвидации.
А Украина, напомним, в 1993 г. подписала, а в 1998 г. ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия, соблюдение которой жестко контролируется Организацией по запрещению химического оружия. Дабы обеспечить выполнение Конвенции странами-участницами, Организация осуществляет инспекции военно-промышленных объектов, и если бы Украина проводила какие-то «изыскания» в сфере химического оружия, это было бы широко известно.
Кстати, одним из обязательств Украины как участницы данной Конвенции является обезвреживание химического оружия, затопленного в исключительной морской экономической зоне, территориальном море и внутренних водах Украины во времена второй мировой войны. Может, президент имел в виду технологии, используемые при этом обезвреживании?
Еще в 1996 г. было принято постановление КМУ, утвердившее на 1997–2010 гг. Госпрограмму поиска и обезвреживания остатков затопленного химического оружия. О проблемах с ее реализацией и угрозе экологической катастрофы в Крыму, которую несут в себе разрушающиеся от времени и морской воды остатки химоружия у побережья Украины, отечественные СМИ сообщали подробно и неоднократно.
Программа хронически недофинансировалась. и к сроку ее окончания в 2010 г. в море оставалось еще значительное количество объектов с отравляющими веществами. В декабре 2010 г. Счетной палатой был подготовлен разгромный отчет, суть которого сводилась к тому, что выполнение двух целевых программ — по обезвреживанию взрывоопасных предметов и остатков химического оружия, оставшихся со времен второй мировой войны в районе Севастополя и Керчи — сорвано, а мизерные средства, выделенные на них, использованы «с нарушением действующего законодательства и неэффективно». После этого отчета программа по ликвидации остатков химоружия так и не была продолжена. Одной из причин, по нашей информации, стала невозможность точного учета расходуемых бюджетных средств при используемой технологии обезвреживания объектов ХО.
Технология же, если в двух словах, заключалась в следующем. Найденные в результате подводно-поисковых работ объекты с отравляющими веществами изымались из донного грунта и переносились на так называемые рабочие площадки, где их под водой «омоноличивали» в железобетонные саркофаги. По идее, эти омоноличенные объекты затем должны быть перемещены и захоронены на большой глубине в Черном море, но и по сей день значительное их количество находится на мелководье у берегов Крымского полуострова.
Как-то сомнительно, что президент решил предложить мировому сообществу именно эту «украинскую технологию», а под «передвижными установками» подразумевал боевых дельфинов, ведущих поиск взрывоопасных объектов и объектов с отравляющими веществами. Да и «ликвидацией» химоружия подводное омоноличивание опасных объектов в железобетон и их захоронение на морском дне назвать сложно. К тому же, вряд ли мир сильно обрадуется перспективе затопления забетонированных украинцами сирийских химических арсеналов в Средиземном море. Особенно после провала соответствующей украинской Госпрограммы и выводов ученых НАНУ относительно «чрезвычайно сильного мутагенного действия затопленных боевых отравляющих веществ, способных влиять на генетический код даже при минимальной концентрации».
Так что тут успеть бы спасти генетический код собственной нации, прежде чем предлагать помощь другим…
Некоторые наши собеседники предполагали, что, возможно, «запатентованные установки» и «украинские технологии» по ликвидации химического оружия находятся на вооружении батальона, который отправлялся во времена иракской кампании в регион Персидского залива. Но, связавшись с высокопоставленными военными чинами, мы снова получили отрицательный ответ: нет, тот батальон «заточен» на другие задачи. Напомним, что батальон химической, радиологической и бактериологической защиты, о котором идет речь, был укомплектован техникой и личным составом для проведения радиационной разведки, дегазации, дезактивации, и дезинфекции территории и военной техники. Так что речь о ликвидации химического оружия силами украинских военных тоже идти не может.
«На Украине нет ни оборудования для утилизации химического оружия, ни специалистов, которые могли бы это сделать, — подтвердил ZN.UA и дважды экс-глава украинского МЧС Виктор Балога, занимавший этот пост последним перед расформированием данного ведомства. — Единственное, что у нас есть — это передвижные установки для обезвреживания ракетного топлива меланж. Поэтому мне, как дважды министру МЧС, трудно догадаться, что именно имел в виду президент. А как политик, понимаю, что с его стороны это была попытка сохранить хорошую мину, чтобы выглядеть игроком в международной политике. Как я, так и весь мир знает технологические возможности Украины в этом вопросе».
Да уж, знает. Россияне вон уже не преминули высказаться по этому поводу — в тот же день, когда Янукович выступил в Ялте со своим «сирийским» предложением. Как заявил директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко, «до настоящего времени Украина не значилась в числе стран, обладающих передовыми технологиями уничтожения химического оружия», таким образом, «в практическом плане украинское предложение — не более чем пиар-ход».
М-да… Пиар вот только получился сомнительный.
Может, конечно, президент просто чего-то напутал. Может, слышал звон, да не знает, о чем он. Химоружие сирийское уничтожать на украинских «передвижных установках» он предлагал-то «без бумажки», не глядя в подготовленные для него тезисы. Или про эти установки в тех «бумажках» как раз и написано было? И напутал кто-то другой? Кто знает… Говорят, на этой неделе в некоторых ведомствах, причастных к подготовке выступления президента в Ялте, большой переполох был — пытались выяснить, откуда же взялось злосчастное предложение подсобить Сирии с ликвидацией химоружия. Стрелочника, возможно, найдут. А, возможно, и нет. Не зря ведь в коридорах власти в последнее время чрезвычайно популярен анекдот, придуманный, видимо, по другому поводу, но вызванный аналогичным подходом: «Пшонка докладывает президенту: «Клюев показал на Левочкина, Левочкин — на Захарченко, Захарченко — на Азарова, Азаров — на Арбузова, Арбузов — на Сашу Януковича, Саша Янукович — на…». «Достаточно, — прерывает президент генпрокурора. — И так уже понятно, что никто ни в чем не виноват».
Но лично у нас к президенту вопрос по поводу качества подготовки внешнеполитических инициатив все равно остается. Потому что, прежде чем делать с высокой трибуны громкие заявления, необходимо, как минимум, получить экспертные заключения от профильных ведомств — Минобороны, Минпромполитики, МИД, СНБОУ, в конце концов. Международные отношения — сфера не для экспромтов. И уровень ответственности лидера государства за каждое слово здесь должен быть чрезвычайно высок. Это же не «пакращення вже сьогодні» обещать…