Одни и те же причины приводят к одинаковым результатам, все те же критики иранской теократии придерживаются все той же риторики, что звучала еще во времена, когда так называемые «реформаторы» стояли у руля вроде бы притихшего (но на самом деле неизменно репрессивного Ирана) под бесстрастным взглядом верховного вождя и без малейших отклонений от генеральной линии украденной революции 1979 года.
Как легко убедиться, иранский теократический режим при любом правительстве воздерживался от малейших перемен в политическом курсе, как внутри страны (аресты, приговоры, пытки, казни, падение покупательной способности населения, развал экономики на фоне подъема коррупции и злоупотреблений должностным положением), так и на международной арене (упорное продолжение военной ядерной программы, ложные заверения на переговорах с европейскими дипломатами, поддержка экстремистских исламистских организаций на Ближнем Востоке, фактическое подчинение соседнего Ирака).
В такой грубый обман могут поверить лишь самые наивные люди, которые тем охотнее готовы принять цветистые и слащавые заявления, что так называемые специалисты, желанные гости на официальной родине шиизма, изо всех сил стараются нарисовать перед нами ложную картину, подобно Фернану де Бринону, расписавшему совершенно нереалистичный образ нацистской Германии после интервью с канцлером Гитлером. Такое стремление принимать желаемое за действительное – всего лишь меньший из грехов наших интеллектуалов, которые столь же поверхностны в оценках, сколь изящны в оборотах и формулировках. Это поведение, конечно, можно понять, но его никак нельзя принять, потому что оно вносит вклад в формирование неправильного восприятия событий и отдаляет нас от настоящих идеалов и друзей. Не удалось избежать этого даже Андре Жиду, однако он все же смог прийти в чувство и написал знаменитое «Возвращение из СССР», которое сделало ему куда больше чести, чем «Путешествие в Конго» и «Подземелья Ватикана».
Таким образом, за рукопожатиями и необходимыми по протоколу беседами (всего полчаса с учетом перевода – это, согласитесь, слишком мало для обсуждения мировых проблем с президентом Франции) вырисовывается возвращение к стратегии покорения сердец, которая уже смогла обвести европейцев вокруг пальца в годы «критического диалога» и позволила диктатуре сделать рывок на пути к ядерному оружию. Глядя на улыбки Рухани, нам нужно вспомнить о том, как красиво он в прошлом уверял наших представителей в мирном характере иранского оборудования и исследований, а пару дет назад признал, что все это было всего лишь уловкой. В целом, нельзя не признать, что приход к власти (а в этом режиме ничего не бывает случайным) специалиста в военной и ядерной отрасли может быть чреват самыми серьезными последствиями.
Вместо того, чтобы потирать руки при мысли о возможных контрактах (а из них смогут извлечь выгоду разве что нефтяные компании), нам стоит хорошо подумать, чтобы не угодить в расставленные иранцами ловушки, которые в прошлом причинили нам немало боли.