Очнувшись после первого шока, полученного от заявления Сержа Саргсяна о вступлении Армении в Таможенный союз, весь дипломатический корпус ЕС, с энтузиазмом человека, только что принявшего холодный душ, принялись делать один за другим заявления, о недопустимости какого-либо давления со стороны России на страны Восточного партнерства. На страницах западной прессы появились заверения европейских функционеров в том, что Россия добилась от Армении решения в пользу ТС, путем шантажа и угроз.
Затем выступил комиссар ЕС по вопросам расширения и политики европейского соседства Штефан Фюле, с заявлением о том, что некоторые страны Восточного партнерства оказались под серьезным давлением, имея в виду Украину, Молдавию и Армению. «Проект Евразийского союза должен уважать суверенные решения наших партнеров. Любая угроза России, связанная с возможным подписанием соглашений с ЕС, неприемлема. Это касается многих видов давления, включая злоупотребления в вопросе установления цен на энергоносители, возникновение торговых барьеров, к примеру, запреты на импорт, которые не сопоставимы с требованиями ВТО, а также сложные таможенные процедуры, военное сотрудничество, гарантирование безопасности и поддержка в вопросе затяжных конфликтов», - сказал Штефан Фюле.
Разумеется, специфика российского дипломатического арсенала в отношениях с партнерами известна давно и всем; никак иначе, кроме как угрозами и шантажом, Россия никогда не действовала, и очевидно, попросту неспособна действовать. И в случае с Арменией, как бы армянские власти не твердили заученные фразы о том, что никакого российского давления не было в помине - факты свидетельствуют о том, что Путину потребовалось очень немного времени, чтобы заставить Саргсяна изменить внешнеполитический курс страны на 180 градусов. Заявления представителей правящей Республиканской партии и правительства Армении, сделанные буквально за несколько дней до Ново-Огаревской встречи, на которой Саргсян так радостно капитулировал - яркое тому подтверждение.
В этом смысле, более чем странно возмущение европейских функционеров и армянской прозападной элиты: такое впечатление, что они только вчера уяснили для себя специфические методы воздействия официальной Москвы на внешнеполитический курс других стран. А убежденность европейских переговорщиков в том, что Саргсян способен в ущерб российским интересам подписать Ассоциативное соглашение - классический пример политической неадекватности и недальновидности. Таким же примером политической невменяемости являются попытки армянских западников представить Саргсяна в качестве эдакого носителя «европейских ценностей».
Евросоюз, обвиняющий Россию в давлении на Армению, забывает, что сам применял, так сказать, лайт-вариант того же давления. Тот же Штефан Фюле и другие европейские функционеры легитимировали Сержа Саргсяна после сфальсифицированных выборов 2008-го года, «забыли» о бойне 1 марта, закрыли глаза на фальсификацию парламентских выборов 2012-го года и президентских выборов 2013-го года. И все это делалось ради того, чтобы вывести Армению из зоны российского влияния. Не исключено, что в случае ослушания, Саргсяну была обещана «судьба Каддафи».
Стало быть, можно констатировать, что как бы грязно ни играла Россия, столь же нечистоплотна, и к тому же, недальновидна игра европейцев. Так что, для еврофункционеров, задним числом проливать «крокодиловы слезы» и махать кулаками после драки - только зря тратить энергию.
А в самой Армении, в связи с членством в ТС, усилиями властей режиссируется настоящая политическая клоунада. Общественности всячески внушается, что в принятии такого решения виноват не столько Серж Саргсян, столько «злой» Путин. И, стало быть, за провал евроинтеграционного курса надо ругать не отечественную власть, а Россию, что и делают с пеной на устах соответствующие СМИ и политические деятели.
В этой связи, всякого рода псевдо-оппозиционеры критикуют исключительно «брутального» Путина, не понимая, вернее, не желая понимать, что грубое давление может быть эффективно лишь в том, случае, когда не встречает сопротивления, а сопротивление, в данном случае, абсолютно исключено, в связи с полным отсутствием у Саргсяна малейшего намека на легитимность. И если кому-то кажется, что Саргсян подвержен давлению Путина, а членство в Таможенном союзе представляет собой реальную опасность для суверенитета страны, то надо не ругать Путина, а добиваться отставки Саргсяна, поскольку, в создавшейся ситуации нет иной возможности остановить стремительное движение Армении в ТС, кроме как, смена власти; в таком случае, можно будет выиграть время и пересмотреть внешнеполитический курс страны.
P.S. В одном из своих интервью, президент Украины Виктор Янукович признался, что Россия не проявляет к Украине уважительного партнерского отношения. Если Путин не уважает самое большое государство Европы, то легко представить дозу пренебрежения, которую приходится глотать властям Армении в общении со «стратегическим партнером», тем более, при нулевой легитимности Саргсяна. И тем более, что значительная часть населения Армении выживает за счет российских трансфертов, а все стратегические объекты страны сданы на милость русских. При таком раскладе, Саргсяну остается только кланяться и благодарить, а при случае, терпеть начальственную брань и оплеухи. Таков дипломатический стиль России, и, между прочим, это совершенно не новость для Саргсяна, имеющего богатейший опыт общения с русскими.
Полнейшая бездарность нынешней армянской власти заключается в отсутствии каких бы то ни было расчетов степени риска во внешней политике; Саргсян всегда действовал по принципу сиюминутности, всегда принимал ситуационные решения, и всегда исключительно в узко личных целях. Поэтому в его систему ценностей вполне вписывается перманентное унижение, которому он подвергается со стороны Кремля, взамен на сохранение личной власти. И страной он управляет ровно в той же манере, в какой удерживает власть. Итог очевиден и печален - униженная и оскорбленная Армения.