Информационное агентство REGNUM со ссылкой на пресс-службу МИД Приднестровья написала, что 19 сентября 2013 года в РИСИ состоялась международная научно-практическая конференция «Приграничное сотрудничество в контексте евразийской интеграции», участники которой призвали «обратить внимание на исследование понятия под названием «евразийский регион». Как отметили участники дискуссии, «статусом «евразийского региона» следует не автоматически наделять весь приграничный периметр, а отдельные территории». «В частности, такими регионами могли бы стать субъекты, находящиеся за рамками СНГ - Абхазия, Южная Осетия, а также Приднестровье».
Согласно тому же источнику, в конференции приняли участие не только местные и международные эксперты, но и представители Администрации президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Госдумы Федерального Собрания РФ, МИД России, экспертного сообщества Москвы. Это означает, что озвучение идеи о наделении данных непризнанных государств подобным статусом не только не случайно, но пользуется поддержкой официальной Москвы. Не исключается, что конференция проводилась именно с целью озвучения и дальнейшей реализации данных идей, и Москва пока делает это осторожно, на уроне экспертов. Если все действительно так, то получается, что Россия пытается подготовить почву для дальнейшего частичного либо полного присоединения данных стран к Таможенному союзу.
Для указанных непризнанных стран это может стать серьезным шагом к международному признанию, тогда как для Армении – новой головной болью. Дело в том, что включение данных стран в любого рода интеграционный процесс будет возможно лишь с позволения стран-членов ЕЭС. Если даже данные непризнанные страны с легкой руки России будут наделены статусом «евразийский регион» раньше, чем сформируется сам Евразийский союз, то любая страна, выразившая желание присоединиться к данной структуре, будет вынуждена легализовать присвоенный данным странам статус и в том или ином формате соприкасаться с последними. Это означает, что Армения, президент которой заявил о желании вступить в Евразийский союз, в дальнейшем может иметь определенные отношения с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем, если не на дипломатическом, то хотя бы на правительственном либо официальном уровнях.
Это может поставить Армению в крайне опасное положение. В любом случае признание суверенности данных стран произойдет за счет отношений с Грузией и Молдавией, по той простой причине, что имеющие с Россией проблемы и желающие ассоциации с ЕС страны ни к коем случае не потерпят подобных развитий и не смогут положительно относиться к странам, участвующим в данной игре. Если данный шаг России не очередной шаг, направленный всего лишь на то, чтобы путем шантажа заставить эти страны отказаться от ассоциации с ЕС, то значит Москва создает искусственные проблемы для Армении, которая будет вынуждена во имя Евразийского союза пожертвовать отношениями с Тбилиси и Кишиневом.
Однако это только одна сторона вопроса. В список стран, достойных статуса «евразийский регион», российские эксперты «забыли» включить Нагорный Карабах. То есть, по мнению русских, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье могут считаться евразийскими регионами, а вот Нагорно-Карабахская Республика – нет. И это в том случае, когда, с одной стороны, Азербайджан подобно Грузии и Молдавии, категорически отказывается от перспективы интеграции в данный союз, а с другой – Армения, после принятого 3 сентября решения Сержа Саргсяна, уже является полноценным членом этого пока еще виртуального союза.
В Москве прекрасно знают, что самые сокровенные ожидания Армении от нее связаны с возможным включением Нагорно-Карабахской Республики в ТС. Даже самый малый намек на это, как это было сделано в случае данных субъектов, мог бы серьезно повлиять на общественное мнение Армении и привить ему желание интегрироваться в Евразийский союз. Однако, вероятно, в России считают, что имея Армению в кармане, затрагивать вопрос НКР и преждевременно, и опасно. Поскольку, в конечном счете, Россия - страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, и не сможет объяснить международной общественности данный шаг. С другой стороны, от этого пострадают также российско-азербайджанские военно-экономические отношения, в рамках которых Москва проворачивает выгодные сделки с Азербайджаном. В случае страны, предпочитающей бизнес интересы отношениям со стратегическим партнером, было бы просто глупостью проявить инициативу признания НКР евразийским регионом. Так что, навыки российских экспертов по отделению «евразийских регионов» вполне рациональны. Если карабахцы не в Евразии, нельзя же их принудить быть такими?..