В Китае происходят глубокие изменения, которые касаются и религии. Происходит гигантский отток сельского населения в города. Согласно официальным статистическим данным, число городских жителей превысило число сельских. В конце 2011 года в китайских городах проживало 690,79 миллиона, в селах — 656,56 миллиона. Этот сказалось и на религиях. Религиозный аспект перемен изучают два печатных агентства: Ucanews, центр которого расположен в Гонконге, и Азиатская церковь (Eglise d’Asie) сообщества иностранных миссий с центром в Париже.
Анализ собранных данных свидетельствует о том, что демографические перемены отразились и на распространении религий. Ucanews привела в пример историю Боско Уанга (Bosco Wang), мигранта-католика, перебравшегося из деревни в Гуандуне в городок, расположенный к югу от Шанхая. Первая тяжелая проблема, с которой ему пришлось столкнуться, была лингвистическая: он не мог найти священника, знающего cевернокитайский язык, все служители говорили на кантонском языке. «Я видел, что многие люди во время мессы не могли следить за ее содержанием, так как они не понимали языка священника», — рассказал Боско Уанг.
Такие случаи не единичны. Eglise d’Asie в недавнем отчете по этой проблеме писала о том, как исход из сельской местности меняет как Китай, так и католицизм в стране. Вот что произошло в деревне Эркуансинг (Erquanjing) на северо-западе провинции Хэбэй в епархии Сианцзы (Xiwanzi). Несколько лет тому назад в ней насчитывалось более двух тысяч жителей, почти все они исповедовали католицизм. Сегодня их осталось всего сто человек. Согласно статистическим данным института антропологии при Пекинском университете, каждый день исчезает от 80 до 100 деревень по причине массового переселения в города. Приходской священник дон Иосиф Янь (Joseph Yang) из провинции Янь (Yang) заявил, что каждую неделю во время мессы он видит перед собой новые лица и встречает большие трудности в своей пасторской службе.
Другие религии и христианские конфессии тоже сталкиваются с большими проблемами. Трудности есть и в мире буддизма. Число буддистов растет, что поощряется правительством, потому что эта религия считается традиционной для Азии в отличие от христианства, которое рассматривается как западная и импортированная религия. Профессор Си Цзе (Ji Zhe), социолог и специалист по истории китайских религий, возглавляет проект международных исследований по эволюции буддизма в Китае.
Он заявил Eglise d’Asie, что среди пяти официально признанных религий (буддизма, даосизма, католицизма, протестантизма и ислама) буддисты составляют самую многочисленную группу верующих. В частности речь идет о буддизме Махаяна Хань (100 миллионов верующих), тибетских буддистах (7,6 миллиона) и буддистах Тхеравада (1,5 миллиона). По мнению ученого, буддизм поддерживается правительством по политическим причинам и из экономических соображений. Экономические интересы проявились в контроле за деятельностью буддистского монастыря Шаолинь в провинции Хэнань. Он прославился как центр боевых искусств и привлекает десятки тысяч туристов каждый год. 70% дохода от продажи входных билетов поступают местной власти. А расход достающихся монастырю 30% строжайше контролируется администрацией. Каждый год монахи пытаются протестовать, но все напрасно. Что касается политических причин, то тут анализ профессора Си Цзе очень точен.
С наибольшей скоростью в Китае распространяется протестантизм, в особенности евангелический. Протестанты активно призывают к религиозной свободе и уважению прав человека. Они связаны с зарубежьем, их специфическую организацию правительству трудно контролировать. Католицизм и ислам тоже представляют собой проблему для центрального правительства как в дипломатическом, так и этническом плане. Поэтому оно старается поощрять распространение буддизма Махаяна Хань (хань — это самый многочисленный народ, к которому принадлежит 92% китайского населения), чтобы сдержать экспансию других религий.