В преддверии президентских выборов бывшая правящая партия «Единое национальное движение» провела шестой масштабный съезд в столичном Дворце спорта. Участники съезда твердо решили: находящийся в предварительном заключении экс-премьер Вано Мерабишвили, которому по целому пакету обвинений грозит до 17 лет лишения свободы, останется генсеком партии, а кандидат в президенты Давид Бакрадзе возглавит политсовет – новый партийный орган из 68 человек, призванный принимать оперативные решения. Михаилу Саакашвили в очередной раз достался почетный пост председателя партии.
Кроме того, был принят новый устав, который должен обеспечить «более демократичные механизмы, прозрачность и децентрализацию». Утвердили и предвыборную программу, главными пунктами которой стало вступление Грузии в ЕС и НАТО, непризнание Абхазии и Южной Осетии, деоккупация и общекавказская солидарность. Что касается праймериз, то оно отныне станет основным правилом избрания кандидатов партии к выборам на всех уровнях. В ходе своего выступления, Саакашвили заявил, что, несмотря на преследование и репрессии, Нацдвижению удалось «спастись, преобразоваться и предстать в новой форме».
«Преображение» партии смогли наблюдать все собравшиеся, ведь оно находилось под куполом Дворца спорта. Новый утвержденный партийный флаг могущественно реял над сотнями восторженных делегатов. Саакашвили, взяв за основу государственный флаг, предложил заменить кресты в его углах на красные сердечки. «Это будет флагом любви! – объявил президент.– Сердца вокруг креста означают объединение вокруг христианских ценностей. Под этим флагом мы возобновим строительство новой Грузии». Любовь до выборовМихаил Саакашвили призвал власти закончить сведение счетов и окончательно отказаться от вражды.
По его словам «в Грузии начинается политическая смена друг друга» и подчеркнул, что Нацдвижение «попытается победить путем свободных выборов». И хотя поражение на парламентских выборах и испортило ему настроение, сейчас он полон оптимизма. «Это начало нового пути, возвращения обратно, возвращения назад», - воздев руки к небу, продекларировал президент. Саакашвили также заявил, что попытается вернуть власть досрочно: «Подозреваю, что с учетом обстоятельств, процесс может быть ускорен». Однако, как именно это произойдет, он не рассказал.
«Нет никаких оснований говорить, что новые парламентские выборы пройдут раньше времени. Саакашвили занимается обычным пиаром. Президентские выборы покажут, что рейтинг ЕНД намного ниже 40%, полученных этой партией на прошлогоднем голосовании в парламент», - считает депутат от правящей коалиции Леван Бердзенишвили. Стоит отметить, что о ребрендинге Нацдвижения говорили еще весной этого года, а анонсировали его и того раньше – в феврале. 19 апреля на проспекте Руставели состоялся многотысячный митинг, в ходе которого было объявлено, что из партии власти «националы» превратятся в партию принципов, основой которых станет западный классический либерализм.
Комментируя события того дня, министр МВД Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что «ребрендинг» Национального движения и попытки вернуть себе общественную поддержку лишены смысла. Через несколько месяцев после этого митинга некоторые члены партии поняли, что фигура президента в качестве лидера Нацдвижения только вредит ее рейтингу, а тем более никак не укладывается в ребрендинг политической силы. Депутат парламента от националов Акакий Бобохидзе, который считался одним из ярых сторонников президента, выступил с инициативой смещения Михаила Саакашвили с должности председателя пар-тии, а Вано Мерабишвили - с должности генерального секретаря.
«Руководство ЕНД несет ответственность за те ошибки, которые были допущены в период правления нашей партии. Именно поэтому я выступаю за смену политического руководства организации», - заявил Бобохидзе. Однако оба так и остались на своих постах. По словам члена Клуба независимых экспертов Грузии Рамаза Сакварелидзе, Саакашвили решил остаться руководителем движения не только из-за собственных амбиций, но и чтобы обеспечить себе иммунитет в будущем.
«Если к нему возникнут вопросы у правоохранительных органов, то Нацдвижение будет кричать на весь мир, что генсек оппозиционной партии уже арестован, а теперь преследуют ее председателя», - говорит Сакварелидзе. Любовь до выборовГрандиозный слет националов, формальный посыл которого заключался в демонстрации силы и взятии политического реванша, на деле оказался продолжением избирательной кампании Давида Бакрадзе. Выступления ораторов свелись к критике новой власти и пению восторженных серенад партийному кандидату в президенты.
«Я рад, что в важный для страны момент мы вновь вместе, чтобы оказать твердую поддержку Давиду Бакрадзе», – заявил Саакашвили. По своему обыкновению, президент бросил камень в, уже и без того полный, огород Иванишвили. «Кандидатура Бакрадзе очень важна для будущего Грузии, - подчеркнул Саакашвили. - Он не должен быть марионеткой какой-нибудь страны, тем более поработителя или марионеткой какого-нибудь богатого человека».
На фоне яростных речей о никудышности нового правительства Бакрадзе, повторяя слоган своей избирательной кампании «Мечта не работает!», словно мантру, призвал общество к консолидации. Тем временем мэр Тбилиси Гиги Угулава, над которым Дамокловым мечом повисло уголовное дело о многомиллионных растратах, объяснил журналистам, что Нацдвижение – это единственная партия, способная установить демократию в стране.
Грузинские политологи считают, что Бакрадзе не имеет реальных шансов на победу, поскольку Нацдвижение и ее лидер не пользуются поддержкой большинства населения. Часть экспертов полагает, что наибольшие шансы на победу остаются за кандидатом от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгием Маргвелашвили и экс-спикером парламента Нино Бурджанадзе.
Согласно опросу общественного мнения, который провела американская исследовательская компания «Greenberg, Quinlan, Rosner Research», среди кандидатов на президентских выборах лидирует Маргвелашвили. Отвечая на вопрос «За кого из кандидатов вы бы проголосовали, если бы сегодня проходили президентские выборы», голоса распределились следующим образом: Георгий Маргвелашвили - 43%, Давид Бакрадзе - 22%, Нино Бурджанадзе - 8%, Шалва Нателашвили - 5%, Георгий Таргамадзе и Коба Давиташвили - по 1%. 17% опрошенных пока не приняли решение.