Для большинства жителей Турции проведение футбольного матча во время Курбан-байрама, одного из двух главных религиозных праздников, совершенно не представляется странным, равно как и спортивные соревнования в период празднования окончания Рамадана.
Однако эта ситуация – не что иное, как «выученная беспомощность». Футболисты, соответствующий персонал и зрители, которые должны проводить эти святые дни со своими семьями, вынуждены отправляться на спортивные арены. Это не меняющаяся или неизменная ситуация? В Европе, где значимое спортивное мероприятие происходит практически каждый день, не допускается проведение каких-либо соревнований в праздник Рождества. На повестке дня нет ни одной спортивной встречи, и это никому даже не приходит в голову.
Беспокойства или серьезного отношения к традициям двух других крупных религий (ислама и иудаизма), которые помимо христианства представлены в Европе, к сожалению, не наблюдается. Полагаю, основная причина отсутствия каких-либо законов в отношении иудеев состоит в том, что представители иудейской религии и еврейской национальности не идут рука об руку со спортом. Если бы они тяготели к спорту, или в Европе присутствовало ощутимое количество еврейских спортсменов, уверен, были бы приняты конкретные меры, и – по крайней мере, в дни, совпадающие с иудейскими религиозными праздниками, – соревнования не проводились бы.
Религиозные праздники мусульманских спортсменов, выступающих в Турции и других европейских лигах, не являются предметом обсуждения. Более того, этого вопроса вовсе нет на повестке дня. Даже если не принимать во внимание Европу, где эффективно действует соответствующее лобби, в Турции тоже ничего не делается в этом направлении. При этом турецкой футбольной федерации под силу, как минимум, пересмотреть календарь матчей с учетом вышеупомянутых праздников.
Праздник окончания священного поста Рамадан и Курбан-байрам – это дни, которые воспринимаются в качестве священных, когда практически все проживающие в Турции граждане приходят к взаимопониманию. Даже для тех, кто не причисляет себя к верующим, эти праздники очень важны. В таких условиях отсутствие каких-либо действий по ограничению своих мероприятий со стороны спортивных федераций в Турции действительно выглядит странным. Также весьма сложно понять беспечное поведение власти, которая на сегодняшний день имеет беспрецедентное влияние на федерации.
Как только турецкие федерации признают необходимость решения этого вопроса, необходимо как можно скорее начать лоббистскую деятельность по привлечению внимания Европы. Донесению проблем мусульман до Европы могут способствовать акции, которые вызывают сочувствие и, безусловно, далеки от насилия, ненависти, злобы и гнева. Возможно, последователям религии, попавшей в тиски гнева, насилия, террора, удастся решить вопрос с использованием методов, которых требует эпоха. С помощью современных подходов можно продемонстрировать, что отсутствие спортивных соревнований в период главных религиозных праздников и исправление календаря матчей с их учетом – это вопрос веры. Однако необходимо, чтобы это привело к урегулированию проблемы прежде всего в Турции.
Этот вопрос, как, собственно говоря, и все остальные, упирается в невозможность установить доброжелательные отношения с европейцами. В этой связи жизненно важно искать новые современные и подходящие пути развития отношений мусульман и Европы. Это, с одной стороны, упростит решение проблемы и позволит достичь результата, с другой – откроет путь к правильному пониманию ислама населением Европы. При этом говорить о Западе в гневной манере и регулярно продолжать «ставить на место» – это в корне неверная стратегия.