Москва – Кировский областной суд принял решение изменить приговор известному оппозиционеру Алексею Навальному и второму обвиняемому по делу «Кировлеса» Петру Офицерову. Реальные сроки лишения свободы – пять и четыре года колонии общего режима были заменены на те же самые сроки, но условные. Оглашавший приговор судья Альберт Прытков сообщил, что в заседании оглашена только результирующая часть приговора, пояснительная часть – почему такое решение было принято – будет предоставлена позже. Таким образом, просьба прокуратуры оставить реальные сроки заключения в силе, прозвучавшая в заседании, была отклонена.
Напомним, 18 июля этого года Алексей Навальный и Петр Офицеров были обвинены в присвоении чужого имущества и организации преступного сообщества в связи с так называемым «делом Кировлеса»: обвинение и суд сочли тогда, что Навальный и Офицеров совершили хищение, а заявления подсудимых о том, что процесс против них политически мотивирован, сочли необоснованными. В тот же день Навальный и Офицеров были заключены под стражу, но на следующий день вышли на свободу по ходатайству прокуратуры, обжаловавшей арест как меру пресечения. Приговор оппозиционному блогеру вызвал массовые протесты и уличные акции в Москве, в которых участвовало, по различным данным, от 5 до 30 тысяч человек.
Алексей Навальный после объявления ему условного срока лишения свободы поблагодарил всех, кто поддерживал его и Петра Офицерова в течение последних месяцев, и заявил, что не собирается прекращать политическую деятельность. Он также возложил ответственность за вынесенный ему приговор на президента России Владимира Путина, который, по его мнению, принимал решение о дальнейшей судьбе оппозиционера.
Кремль сразу же отреагировал на обвинения Навального – пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил «Интерфаксу», что такие решения «не вопрос президента».
Владимир Рыжков
Сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков в интервью Русской службе «Голоса Америки» выразил уверенность в том, что судьба Алексея Навального решалась в Москве: «Я, как и большинство политиков, ожидали условного приговора. Причины на то были совершенно рациональные, и Кремлю, видимо, перед тем, как он принял такое решение, нарисовалась страшная картина: массовые протесты либералов в центре столицы, и массовые погромы, организованные юными нацистами по окраинам. Это именно целесообразность, а не правосудие, потому что про само дело было понятно с самого начала, что оно сфабриковано, а Навальный был пришит к этому делу белыми нитками».
Владимир Рыжков считает, что если российские власти пытаются, оставив обвинительный приговор Навальному в силе, предотвратить его участие в каких-либо выборах, то этот расчет себя не оправдает: «Не так важно, может политик участвовать в выборах или нет, мы знаем в мировой истории массу примеров, когда люди были лишены избирательных прав, но при этом активно участвовали в политике. Можно вспомнить Леха Валенсу, Нельсона Манделу и десятки других».
По словам Рыжкова, «в России создалось новое политическое равновесие: Кремль уже не может сажать кого угодно, а оппозиция не может пока победить Кремль в политической борьбе». При этом Рыжков считает, что «баланс сил будет меняться в сторону оппозиции».
Сопредседатель РПР-ПАРНАС напомнил, что именно эта партия выдвинула Алексея Навального кандидатом в мэры Москвы: «Мы, несомненно, помогли ему избежать тюрьмы. Если бы наша партия не выдвинула Навального в мэры, то вероятность его посадки была бы раза в три выше. Мы дали ему билет на выборы мэра Москвы, и 27 процентов, которые он на них получил, стали той броней, которая защитила его от тюрьмы. С другой стороны, мы испытываем по этому поводу сложные чувства. Нам крайне не нравится его националистическая и антиммигрантская риторика, которую он использовал и продолжает использовать в своей политической борьбе».
Станислав Белковский
Политолог Станислав Белковский, известный своей критикой Алексея Навального, также считает, что решение о том, что реальный срок заключения для Алексея Навального будет заменен на условный, было принято на высшем уровне: «В случае реального срока Навальный бы получал колоссальный импульс в развитии своей политической карьеры. Это привело бы к мобилизации его существующих сторонников и конвертации его полу-сторонников в сторонники полноценные».
Белковский полагает, что реальный срок парадоксальным образом облегчил бы ситуацию и самому Алексею Навальному: «Это, например, избавило бы его от необходимости отвечать на острые идеологические вопросы, например, “Идешь ты на «Русский марш или не идешь?”. А сейчас на этот вопрос Навальный не может ответить ни “да”, ни “нет”, так как первый ответ будет раздражать столичную богему, а ответ “нет” не удовлетворит националистов, составляющих значительную часть его политического актива».
Тем не менее, как считает Станислав Белковский, Алексей Навальный совершенно точно не будет отказываться от националистической риторики в своей политической деятельности: «Идея, с которой он выступил только что – введение виз со странами Средней Азии – это хорошо показывает, хотя она и вызвала гнев столичной богемы. Но он сам понимает, что националисты являются важной составляющей его политического ресурса».
Политолог уверен, что Алексей Навальный, даже в условиях запрета для него на активное участие в выборах, будет обязательно влиять на ближайшие избирательные кампании, в частности, в Московскую городскую думу, выборы которой состоятся в будущем году: «В выборах совершенно не обязательно участвовать самому Навальному как физическому лицу, в них будет участвовать бренд Навального, или, если хотите, миф Навального».
О том, что Алексей Навальный примет активное участие в выборах в Мосгордуму, Голосу Америки сообщил и Владимир Рыжков: по его словам, РПР-ПАРНАС заключила соглашение с незарегистрированной партией «Народный альянс», которая создана Алексеем Навальным, об общем списке кандидатов в предстоящей в 2014 году избирательной кампании.