Вторая линия газопровода Ямал-Европа не попала в список ключевых инфраструктурных проектов в топливно-энергетическом секторе, которые планируется реализовать на территории Евросоюза в 2014-2020 годах. Надежды Минска на привлечение в экономику Белоруссии миллиардных инвестиций и дополнительных поступлений от транзита не оправдались.
Перечень 250 ключевых инфраструктурных проектов в топливно-энергетическом секторе опубликовала Еврокомиссия. Второй линии газопровода Ямал-Европа, которая должна была увеличить его пропускную способность по доставке ямальского газа в Белоруссия, Польшу, Словакию, Венгрию и Германию, в нем нет.
Меморандум был признан не обязывающим документом
Строительство второй ветки планировалось еще при разработке проекта газопровода в 1996 году. Но в середине 2000-х годов российская сторона приняла решение диверсифицировать маршруты поставок газа на европейский рынок. Проект строительства второй очереди Ямал-Европы был заморожен. Вместо него началось строительство газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».
В апреле 2013 года президент России Владимир Путин неожиданно для всех поручил «Газпрому» вернуться к проработке проекта газопровода Ямал-Европа-2, проходящего через Беларусь в направлении Польши, Словакии и Венгрии. Технико-экономическое обоснование строительства новой трубы транзитной мощностью 15 млрд. куб.м. собирались представить через шесть месяцев, то есть к октябрю 2013 года.
Стоит ли говорить с каким воодушевлением эту новость встретили в Минске! Первый вице-премьер Владимир Семашко сразу провел переговоры с главой «Газпрома» Алексеем Миллером на Санкт-Петербургском экономическом форуме. На этом же мероприятии свое предварительно согласие участвовать в проекте изъявило и руководство польской компании PGNiG. По итогам переговоров «Газпром» и PGNiG даже подписали меморандум о взаимопонимании по строительству второй очереди.
Эта поспешность компании, не согласовавшей свои действия не только с Еврокомиссией, но и с правительством Дональда Туска, привела к скандалу. В конце апреля 2013 года были отправлены в отставку кураторы и участники подписания меморандума с «Газпромом» — министр государственной казны Николай Будзановский, президент PGNiG Гражина Пьетровская-Олива и вице-президент PGNiG по вопросам торговли Радослав Дудзинский. Меморандум о взаимопонимании по строительству второй нитки газопровода на территории Польши был признан не обязывающим документом.
В чем интерес Белоруссии?
Опубликованный Еврокомиссией перечень 250 важнейших инфраструктурных проектов в сфере ТЭК свидетельствует о том, что у Брюсселя нет желания возвращаться к Ямал-Европе-2. В список вошли около 140 проектов в области передачи электроэнергии, около 100 проектов в области транспортировки и хранения газа, а также несколько проектов в транспортировке нефти и строительстве сопутствующих сетей.
Из них косвенное отношение к Белоруссии имеет развитие нефтепровода Одесса-Броды. Планируется достроить его до польского Адамово (317 км) и качать по нему каспийскую нефть в страны Восточной Европы. Мощность трубы составит 10-30 млн. тонн нефти в год.
Белорусы подсказали европейцам, что это возможно. До 2010 года Одессы-Броды работал исключительно в реверсном режиме: в Бродах в него вливалась российская нефть из южной «Дружбы» и прокачивалась до Одесского НПЗ. В 2010 году в разгар белорусско-российского нефтяного конфликта по трубопроводу в обратном направлении началась прокачка азербайджанской нефти для нужд Мозырского НПЗ. До окончания конфликта всего было прокачено около 1 млн. тонн нефти.
Чиновники Еврокомиссии также хотят реанимировать проект из начала 2000-х годов по интеграции нефтепроводов Janaf и «Адрия» с южной «Дружбой». В начале 2000-х годов одной из целью интеграции было наращивание поставок российской нефти до хорватского порта Омишаль, откуда сырье, минуя турецкие проливы, вывозилось бы на танкерах в различные страны мира. Для Беларуси этот проект интересен увеличением объема транзита нефти по гомельской «Дружбе».
В топ-250 стратегических европейских инициатив в снабжении газом, электроэнергией и нефтью вошла также группа проектов, к которым в свое время проявляла интерес Беларусь, по строительству терминалов сжиженного газа в балтийских странах.