После нападения на нидерландского дипломата Онно Элдеренбоша в его московской квартире во вторник вечером некоторые нидерландские политики впервые за «год российско-нидерландской недружбы» позволили себе эмоциональные высказывания. Многие потребовали отмены визита короля Нидерландов в Москву и прекращения всех мероприятий в рамках Года российско-нидерландской дружбы. Официальная Гаага тем временем заняла выжидательную позицию.
Министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс заявил в среду вечером, что запланированный на 9 ноября визит короля Нидерландов Виллема-Александра в Москву пока не будет отменен или отложен. «Можно найти достаточно аргументов, чтобы пересмотреть возможность визита, но на настоящее время повода для такого пересмотра нет. Мы внимательно изучим этот вопрос и обсудим его со всеми участниками», – заявил Тиммерманс в интервью нидерландскому телевидению. Министр считает, что пока рано требовать от России официальных извинений. «Преступники пока неизвестны. Чтобы знать, от кого требовать извинений, мы должны знать, кто преступник. Дипломаты нередко становятся объектом преступных нападений», – сказал он.
Тиммерманс отказался отвечать на вопрос журналистов о содержании своего телефонного разговора с коллегой Сергеем Лавровым в среду вечером. Одной из основных тем, помимо нападения на дипломата нидерландского посольства в Москве, была тема арестованных в Мурманске эко-активистов, среди которых двое – голландцы. В четверг мурманский суд отклонил прошение механика судна Arctic Sunrise Маннеса Убелса об освобождении под залог. В пятницу пройдет заседание суда по делу другой голландской арестантки, Файзы Аулохсен. Министр Тиммерманс не сказал, потребовал ли он от министра Лаврова немедленного освобождения активистов из-под стражи. В связи с началом арбитражного суда по делу ледокола он не дает по нему комментариев, лишь заверив соотечественников в том, что все его внимание постоянно нацелено на разрешение этого вопроса, «в том числе и в беседе с российским коллегой».
В четверг министр Тиммерманс отчитывается о ситуации вокруг конфликта с Россией перед нидерландским парламентом. Согласно местным СМИ, более половины депутатов нижней палаты считают, что мероприятия в рамках года Россия – Нидерланды нужно приостановить, во всяком случае пока Россия не гарантирует безопасности нидерландских дипломатов.
Между тем, как считает целый ряд голландских экспертов, текущий конфликт никак не скажется на торговых отношениях между двумя странами. В прошлом году объем нидерландского экспорта в Россию составил около 7 миллиардов евро, в основном это техника. Объем импорта, в основном газа, составил 20 миллиардов евро. Энергетические контракты между двумя странами подписаны на годы вперед, так что вряд ли в них будут внесены какие-либо изменения, говорит Коби ван дер Линде, член нидерландского Энергетического совета, в интервью порталу NU. Представитель министерства страны по внешней торговле считает, что пока рано делать прогнозы. Частные консультанты по ведению бизнеса в России считают, что последствий политического скандала в деловых отношениях заметно не будет. «Если господин Бородин напивается в Гааге, то это с бизнесом никак не связано. Россияне вообще ведут бизнес даже не с компаниями, а лично с людьми из этих компаний. Если вы лично русскому партнеру понравились, можете работать спокойно», – говорит один из таких частных консультантов Роберт Нахон в той же статье на портале NU.
Колумнисты в нидерландских СМИ высмеивают тот факт, что с телеэкранов страны главным образом звучит один призыв – не видеть Россию с ее жестокими нападениями, запугиваниями и убийствами, в одном лишь черном цвете и быть с Россией поосторожнее. Как пишет колумнист радио BNR Кустав Бессемс, «если российский дипломат в пьяном виде таскает своих детей за волосы, а полиция его случайно за это задержала, то нужно перестать разбираться, что на самом деле произошло, и немедленно извиниться. И ни в коем случае не ставить песен типа Je ne regrette rien у себя в фейсбуке, это русским совсем не нравится. Россия очень чувствительная.
У нее свое мышление. Россия похожа на мальчика из плохого района, который выбился в люди, но его не принимают потомственные богачи. У России было трудное детство. Наш король с королевой должны ехать в Россию и утешать ее. А пока мы должны еще пышнее праздновать то, что Россия хочет с нами дружить. Это мы во всем виноваты. А Россию нужно пожалеть и крепко обнять».