Один из самых тонких моментов в воспитании ребенка - религиозное образование. Как описать бога? Как ответить на вопросы, и на что при этом обращать внимание?
Суметь объяснить ребенку такие понятия, как бог, смерть, рай, ад, молитва, в понимании которых подчас испытывают сложности даже взрослые, непросто. Однако ответы на вопросы еще не приобретшего способности абстрактного мышления ребенка, как то: «Где живет бог? Есть ли у него дом? Какого цвета бог? Почему мы его не видим?» - играют жизненно важную роль в установлении связи Создателя со всем сущим. Кроме того, описание смерти и участи умершего близкого человека в приемлемой для детского возраста форме занимает важное место в сохранении его психического здоровья и формировании взгляда на жизнь. В каких возрастных группах и на чем необходимо делать акценты?
2-3 года
В этом возрасте начинает формироваться словарный запас, закладываются ценности и убеждения. Отмечая необходимость обучения формуле монотеизма с того момента, как ребенок начинает говорить, и начала религиозного образования через внушения в форме «вопрос - ответ», профессор Мехмет Эмин Ай (Mehmet Emin Ay) рекомендует в речевой ситуации в присутствии ребенка регулярно употреблять такие понятия, как бог, пророк, ангел.
4-5 лет
В эти годы, когда дети узнают понятия, связанные с любовью, необходимо говорить о том, как Аллах любит рабов божьих, и что демонстрирует это нам с помощью созданных им объектов. По сравнению со сказками и религиозными повествованиями, роль которых велика в дошкольном образовании, в процессе обучения религии гораздо проще воспринимаются конкретные примеры. Поскольку детей в этом возрасте завлекает религиозный культ и молитва, следует позволять им подражать родителям. Совместное совершение намаза, посещение мечети, выражение благодарности до и после приема пищи за блага, которыми нас одарил Аллах, сблизит ребенка с богом.
С другой стороны, исследования показывают, что детей дошкольного возраста внезапно охватывает чувство страха перед смертью. В этом возрасте они особенно испытывают страх перед смертью своих родителей и собственным уходом впоследствии. Единственное средство - прививать ребенку веру в загробную жизнь и формировать представление о потустороннем мире как о прекрасном месте, где он будет вместе с теми, кого любит.
Необходимо с пониманием относиться к тем моментам, когда ребенок, полагая, что все, что он видит, сделано руками человека, уподобляет бога «большому человеку» и задает соответствующие вопросы. Однако в то же время неприемлемы ответы, которые противоречат исламским догмам, например, «бог живет на небе» или «бог живет в раю». Необходимо доступно объяснить, что бог - нематериальная субстанция, поэтому не обладает качествами материальных существ.
6-7 лет
В этом возрасте у детей преобладает желание нравиться старшим и родителям. Поэтому, религиозные обряды ребенка, будь то молитва или произнесение хвалы Аллаху, полезно поощрять словом или небольшими подарками.
8-9 лет
До этого возраста следует избегать толкования таких понятий, как ад, грех, благодеяние, и не стоит трактовать детские проступки в качестве греха. Именно в этот период ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению и формированию сознательных суждений. Поскольку он все больше времени проводит с друзьями, начинает смотреть телевизор или играть самостоятельно, весьма подходящим методом религиозного образования в этот период выступают игры, книги, мультфильмы, кроссворды.
10-14 лет
В это время ребенок начинает приобретать критическое мышление и занимать скептическую позицию. Он может демонстрировать более эмоциональную реакцию и сомнения в отношении того, что говорят ему члены семьи. Поэтому в этом возрасте, помимо семьи, к процессу религиозного образования рекомендуется подключать также ближайшее окружение, уроки в мечетях и школах.
Модель пяти чувств в формировании любви к Аллаху
Психиатр Мустафа Улусой (Mustafa Ulusoy) в книге под названием «Близость» (глава «Ребенок и Аллах») приводит модель пяти чувств, которая помогает описать бога ребенку в возрасте 3-4 лет. Если каждую неделю или каждый месяц обеспечивается концентрация ребенка на функции какого-либо одного органа чувств, то, осознав функции пяти чувств, ребенок осваивает способность установить более близкую связь со всем сущим и окружающими его объектами, исходя из которых он узнает о существовании Создателя и его особенностях.
Например, в первую неделю детям объясняется функция зрения, при этом внимание направляется на такие вызывающие восхищение вещи, как цветы, закат солнца… В течение следующей недели ребенок и его семья анализируют существующие во вселенной звуки. Плескание волн, шум ветра, скрип двери, кипение воды. Третья неделя посвящена описанию уникальных запахов цветов, моря, земли, торта, пирога, мяса. В последующие недели внимание ребенка привлекается к текстуре непохожих друг на друга объектов, формируются вкусовые предпочтения. Все это сопровождается комментариями: «Эту красоту создал Аллах. Так он нам показывает, как он нас любит и ценит».