Наркомания характеризуется как физическая и психическая зависимость человека к употреблению наркотических средств, нарушающих его психику и поведение. Однако в последние годы в Иране и других странах наметилась тенденция распространения синтетических наркотиков, которые в гораздо большей степени нарушают работу мозга и других органов, чем, их аналоги растительного происхождения, такие как опиум. Химические наркотики, например, изготовляемый из фосфора метамфетамин (он же «винт», который в Иране называют «шише», то есть «стекло») вызывают очень быстрое привыкание. Опасность от них велика еще и из-за того, что для получения еще большей выгоды наркоторговцы часто смешивают их и продают суррогаты. Особенностью новых наркотиков, таких как крэк, получаемый путем смешивания героина с другими веществами, является отсутствие какого-либо запаха, поэтому окружающие вовсе не догадываются о его употреблении. Этим они сильно отличаются от, скажем, опиума, запах от которого отчетливо дает знать, где его курят. Конечно, синтетические психотропные вещества способны стимулировать активность головного мозга, возбуждать и вселять чувство радости. Если в прошлом пожилые люди употребляли опиум как болеутоляющее средство, не меняя из-за него образ своей жизни, то, как утверждают наркологи, наркоманы, использующие такие вещества, как крэк, спустя два или максимум три года полностью истощают свои жизненные ресурсы. Корреспондент газеты Iran обсудил уровень распространения наркомании в интервью с генеральным директором Центра социальных проблем при Министерстве труда и социального обеспечения Ирана, главой Ассоциации социальных работников Сейедом Хасаном Мусави-Чалаком.
Iran: Недавно спикер парламента Ирана Али Лариджани заявил, что статистика наркомании и разводов в стране не должна утаиваться от общественности. Кроме этого, нам известно, что наркомания, являясь социальной проблемой Ирана и многих других стран мира, влечет за собой целый ряд проблем. Если не делать тайны из такого рода статистики, как это поможет разобраться в нынешней проблеме?
Сейед Хасан Мусави-Чалак: Когда о таком заявляет глава законодательной власти, следует прежде всего вывод о том, что наша ситуация в этой сфере неблагоприятна. Как правило, наши официальные лица стараются утаить данные о социальных проблемах, нежели поведать правду. Будем считать эти высказывания господина Лариджани добрым знаком. Спикер парламента является влиятельной фигурой нашей страны и его требование предоставлять реальную статистику не может остаться без внимания. Следует признать, что мы начнем преодолевать социальные трудности только при условии широкой поддержки общества и повышения престижа ответственных работников. Однако для этого необходима прозрачность. Одним из ее важнейших компонентов является предоставление соответствующей статистики. До сегодняшнего дня любые статистические данные на эту тему чаще всего назывались черным пиаром. Разумеется, я тоже убежден, что доступ к неблагоприятной социальной статистике должен быть регламентирован, но это вовсе не означает необходимости утаивать от общественности любые данные. Необходимо отдавать людям должное и ставить их в курс дел. Я полагаю, что начало дискуссии о необходимости предоставления реальной статистики может создать благоприятные условия, хотя, конечно, абсолютно каждый законопроект, получающий в парламенте статус закона, не прорабатывается достаточно в социальном и культурном плане. Сейчас сложились благоприятные условия для того, чтобы парламент обязал правительство раз в год предоставлять отчет о социальной обстановке в стране. В настоящее время в экономической сфере подготавливаются ежеквартальные бюллетени. То же самое делается по проблеме трудовой занятости населения. Тем не менее, по социальным проблемам за все 34 года со времени победы в Иране Исламской революции не было представлено ни одного такого отчета. Я убежден, что парламент, приняв какой-либо единый законопроект, может создать в стране более открытую атмосферу и вывести из тени большую часть социальной статистики. Когда статистика утаивается, сами по себе создаются разные домыслы на ее счет. К тому же, статистика нужна и для верного планирования, возможного только при условии открытости статистических данных. Наконец, статистика отражает истинное положение в некоторых сферах. Когда в социальной сфере все прозрачно и мы знаем, с какими проблемами нам приходится сталкиваться, адекватно будет распределяться и финансирование целевых программ. Согласно закону о бюджете на 2013-2014 года, из всех социальных расходов только полпроцента выделяется на решение социальных проблем, что на 6-7% ниже, чем в прошлом году. Надеюсь, что парламент не несет ответственность за подобное сокращение.
Таким образом, предоставление статистики, прозрачность этой сферы и соответствующее освещение ее в средствах массовой информации сделает роль общества и властей более значимой. Тогда доступность этих данных в меньшей степени будет ущемлять интересы безопасности страны. Сейчас статистика засекречена, и одна из причин этого связана с проблемами безопасности, но когда информация будет предоставлена и люди ее узнают, степень влияния социальных проблем на государственную безопасность будет снижена.
– Член парламентской комиссии по здравоохранению госпожа Шахла Миргалло-йе Баят заявила, что, по официальной статистике, находящейся в распоряжении депутатов, в Иране от трех до трех с половиной миллионов наркоманов и, если считать членов их семей, то получается, что с проблемой наркомании в стране сталкивается десять миллионов человек. Можно ли считать такое положение дел признаком социальной проблемы?
– Социальные проблемы связаны друг с другом. Естественно, что во многих случаях прослеживается след наркозависимости, причем она может быть как причиной, так и следствием. Официальная статистика, заявленная Штабом по борьбе с наркотиками, ниже той, о которой говорила депутат. Данные, которыми она пользовалась, очень приблизительны и основаны на исследовании, проведенным почти семь лет тому назад Центром изучения наркомании «Дарьюш». Я убежден, что заявленная статистика не соответствует действительности, и на самом деле число наркозависимых гораздо больше. В настоящий момент, правда, мы не располагаем точными данными о количестве обращаемых в стране психотропных препаратов промышленного производства. Много лет подряд мы повторяем одни и те же цифры, утверждая, что в Иране всего лишь 1200 000 или два миллиона наркоманов. На мой взгляд, эта статистика повторяется уже 20 лет. В этом году объявили о другой цифре, которая немного выше. Однако даже такая статистика не может считаться действительной из-за отсутствия четкой системы регистрации наркоманов, нежелания самих людей заявлять о своей зависимости и продолжающегося подпольного производства этих препаратов, об истинных масштабах которого властям доподлинно неизвестно. Тем не менее, конечно, следует согласиться с тем, что наркозависимость во многом провоцирует многие социальные проблемы.
– По некоторым данным, средний возраст, когда люди начинают употреблять наркотики, составляет 21 год. Подтверждаете ли вы эту информацию или же считаете, что с учетом распространенности синтетических средств, их начинают принимать в еще более раннем возрасте?
– Если считать 21 год среднестатистическим возрастом начала употребления наркотиков, то фактически получается, что наркоманами становятся, еще не достигнув 15 лет. Другими словами, наркомания начинается еще в подростковом возрасте и эта ситуация крайне опасна для страны. За последние 15 – 20 лет средний возраст начала употребления наркотиков снизился, что само по себе говорит о том, что с этой проблемой сталкиваются многие молодые люди и подростки в Иране. К тому же наркотические средства промышленного производства пользуются большим спросом именно у молодежи, потому что старшее поколение не проявляет к ним особого интереса. Это является одной из особенностей синтетических наркотиков в нашей стране.
– Согласно проведенным исследованиям, 63% людей, принимающих наркотики, состоят в браке. Их больше, чем несовершеннолетних, но в обществе бытует мнение, что именно подростки больше всего употребляют наркотики.
– Как правило, в Иране семью заводят в 21 – 29 лет. Однако в условиях распространенности наркотиков промышленного производства и отсутствия точных данных о людях, которые их потребляют, часто получается так, что в центр внимания попадают именно несовершеннолетние наркоманы.
– Какими данными располагают негосударственные центры об уровне распространения наркотиков и, в частности, тех, которые производятся промышленным путем?
– Этот вопрос курирует Штаб по борьбе с наркотиками. По официальным данным, за 1390 год по иранскому календарю (с 21 марта 2011 по 19 марта 2012) было обнаружено свыше четырех тонн «стекла», а годом ранее (с 21 марта 2010 по 20 марта 2011) – около одной тонны. Это говорит о большой популярности данного наркотика, но если власти будут использовать все имеющиеся у них ресурсы, они все равно в состоянии задержать только 20 – 30% всех наркотиков, находящихся в обороте. К тому же, обнаружение синтетических наркотиков гораздо сложнее, чем их растительных аналогов. Как видно по статистике, употребление синтетических наркотиков растет. При этом употребляют их не только мужчины, но и женщины, в том числе и самые молодые. Делают они это по самым разным причинам, среди которых и желание похудеть. Таким образом, ситуация такова, что основными потребителями наркотиков промышленного производства являются именно молодые люди.
– Как заявил глава исследовательского отдела Штаба по борьбе с наркотиками, женщины составляют 9% от общего числа наркозависимых в нашей стране. Как удалось прийти к такому выводу?
– Эти данные получены в результате подсчета пациентов, обратившихся в наркологические клиники. Однако из-за особого мнения о женщинах, сложившегося в нашем обществе, они обращаются за наркологической помощью гораздо реже, чем мужчины. К тому же к женщине-наркоманке в семье и обществе принято относиться намного жестче, чем к мужчине, страдающему наркозависимостью. Наши люди часто мирятся с тем, что муж может быть наркоманом, но никогда не простят это жене. Именно поэтому женщины так редко обращаются в специализированные клиники. Как следствие, заявленная статистика не может считаться достоверной.
– В последние годы часто приходилось слышать о том, что возросло употребление синтетических наркотиков, таких как «стекло» и крэк. Почему сейчас на западе, юге и в центре Тегерана вместо «стекла» стали чаще употреблять героин?
– Крэк стал менее популярным, и его употребление имеет отрицательную динамику. Торговля наркотиками приносит колоссальные доходы. Наркомафия постоянно заменяет одни наркотики на другие, чтобы извлечь для себя еще большую выгоду. Сокращение употребления «стекла» объясняется и тем, что в прессе было много шума о синтетических наркотиках. Люди стали их больше бояться из-за сильного вреда для здоровья. Однако мафия хорошо отслеживает смену спроса и в соответствии с ним меняет одни наркотики на другие, зарабатывая на этом еще больше. Ведь наркомафия никого не жалеет, ее интересует только прибыль.
– Синтетические наркотики употребляют, как правило, подростки. Причиной тому их широкая доступность и отсутствие запаха. Обычно окружающие не замечают, что где-то рядом употребляют «стекло». Почему наркоманы, потреблявшие раньше этот наркотик, теперь отказываются от него и переходят на традиционные виды?
– Употребление наркотиков промышленного производства имеет крайне губительные последствия для организма. Поэтому их начинают опасаться. Так, недавно в месяц Рамазан по иранскому телевидению прошел сериал «С материнской любовью» («مادرانه»). В нем зрители воочию увидели, какими могут быть последствия употребления «стекла», и стали относится к этому наркотику с еще большим опасением.
– Говорится ли в средствах массовой информации о том, что употребление синтетических наркотиков, таких как крэк и «стекло», разрушающим образом воздействует на мозг и другие органы и особенно опасно для подростков?
– В нашей стране действует проект под названием «Комплексная профилактика наркомании». Несмотря на все свои недочеты, он все же является результатом совместной работы разных организаций и широкого круга специалистов. Тем не менее я полагаю, что мы не смогли выполнить и десятой части этого проекта. Дело в том, что на его реализацию было выделено менее 10% запланированных средств. В связи с этим нельзя сказать, что в средствах массовой информации профилактика наркомании проводится должным образом, учитывая, сколько сил было потрачено на составление этого проекта. Обычно меры по профилактике у нас предпринимаются с большим опозданием, поэтому они не вызывают большого доверия. Несмотря на то, что профилактика крайне необходима, нынешняя ситуация свидетельствует о том, что в этой области мы потерпели поражение. Причиной тому является отсутствие своевременной, правдивой, комплексной и динамичной информации по этому вопросу.
– Психотропные вещества, создающие ложное ощущение радости и возбуждения, начинают действовать через пять – десять секунд после их применения. Обычные наркотики не дают такого эффекта. Продолжится ли тенденция роста употребления традиционных наркотиков или же их синтетические аналоги вновь завоюют лидерство?
– Возможно, уровень употребления традиционных наркотиков увеличится. Этому будет способствовать и то, что форму их применения сделают более привлекательной. Вместе с тем существует возможность того, что появятся другие синтетические наркотики. Поскольку их разнообразие не ограничивается лишь существующими видами, будут изготавливаться и продаваться все новые препараты. В течение последних десяти лет виды наркотиков постоянно менялись. Точно также как Microsoft и другие IT-компании постоянно стремятся идти в ногу со временем и вносить изменения в свою продукцию, наркомафия все время создает что-то новое. Она периодически старается обновить свой ассортимент, чтобы поддерживать высокий спрос у покупателей.