Баку - До выборов президента Грузии осталось 10 дней (выборы состоятся 27 октября – прим. ред.), и избирательная кампания в этой стране находится в самом разгаре. Количество претендентов на пост президента «зашкаливает» - за кресло главы государства борются 23 кандидата.
В их числе - лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили, лидер партии «За справедливую Грузию» Серго Джавахидзе, протеже нынешнего премьера Бидзины Иванишвили Георгий Маргвелашвили (выдвинутый партией «Грузинская мечта»), лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе, представитель «Единого национального движения» Давид Бакрадзе, лидер Христианско-демократического движения Георгий Таргамадзе, лидер Партии народа Коба Давиташвили, Зураб Харатишвили, выдвинутый «Европейскими демократами Грузии», Теймураз Жвания от «Христианско-демократической народной партии», лидер «Союза грузинских традиционалистов» Акакий Асатиани.
Также право участвовать в выборах на пост главы государства получили кандидаты, выдвинутые инициативными группами - Михаил Салуашвили, Нестан Киртадзе, Георгий Лилуашвили, Леван Чачуа, Автандил Маргиани, Нугзар Авалиани, Георгий Чихладзе, Теймураз Бобохидзе, Нино Чанишвили, Картлос Гарибашвили, Тамаз Бибилури, Мамука Чохонелидзе и Мамука Меликишвили.
Несмотря на большое число кандидатов, реально на пост главы государства претендуют лишь трое - лидер «Демократического движения - «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе, представитель от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили и кандидат от президентской партии Давид Бакрадзе.
Член правящей партии «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили, еще недавно возглавлявший министерство образования страны, придерживается умеренного курса во внешней политике, выступая за возобновление добрососедских отношений с Россией и интеграцию Грузии в НАТО и Европейский союз.
Каким образом одновременно можно достичь этих двух абсолютно различных целей, кандидат в президенты при этом не уточняет. В случае своей победы, Маргвелашвили обещает защищать права всех граждан страны, а также решить проблему безработицы.
Абсолютно противоположную точку зрения на отношения с Москвой высказывает кандидат от президентской партии «Единое национальное движение» Давид Бакрадзе, который выступает против возобновления диалога с Россией. Он пока ограничился лишь обещанием того, что, в случае его избрания на пост президента, республика непременно станет членом НАТО и ЕС. В основном же Бакрадзе строит свою предвыборную кампанию на критике пока невыполненных обещаний правящей партии «Грузинская мечта». Но в отношении этого кандидата в грузинском обществе, которое год назад проголосовало на парламентских выборах против партии президента, существует определенное предубеждение.
Третий реальный кандидат на пост президента Грузии - экс-спикер Нино Бурджанадзе - обладает среди прочих претендентов наибольшим политическим опытом. Бурджанадзе, стоявшая когда-то во время «Революции роз» плечом к плечу с президентом Михаилом Саакашвили, в своей предвыборной программе обещает наказать всех членов администрации президента, а заодно и решить все социальные проблемы населения Грузии.
Лидером предвыборной гонки наблюдатели называют кандидата от правящей партии «Грузинская мечта» Георгия Маргвелашвили. Согласно результатам опроса Национального демократического института США, 39 процентов избирателей хотят видеть его на посту главы государства. Мнение этой части избирателей разделяют и грузинские социологи.
Эксперты США считают, что Давид Бакрадзе наберет 18 процентов, а Нино Бурджанадзе - всего семь процентов голосов.
Иначе говоря, существует большая вероятность второго тура голосования, так как для того, чтобы занять президентское кресло, кандидату необходимо набрать более 50 процентов голосов.
Что касается Георгия Таргамадзе и Шалвы Нателашвили, которые также являются достаточно известными в Грузии политиками, то шансов набрать необходимое для реальной борьбы количества голосов у них все-таки маловато. Их участие в президентских выборах, скорее, продиктовано желанием остаться в активной политике и использовать представившуюся возможность для дебатов.
Как бы то ни было, после инаугурации избранного президента в Грузии вступят в силу конституционные поправки, которые значительно ограничат власть главы государства в пользу премьер-министра и правительства. И здесь интрига намного интереснее, чем в вопросе президентских выборов.
Премьер Грузии Бидзина Иванишвили уже заявил, что в самое ближайшее время покинет свой пост и уже определился со своим преемником, и, может, даже не с одним.
«Хорошо, что у меня есть возможность выбора. У страны будет хороший премьер», - заметил на днях Иванишвили, пообещав, что назовет имя своего преемника в течение недели после президентских выборов.
Среди тех, кто может занять его место, по мнению грузинских экспертов и наблюдателей, - генеральный директор АО «Грузинская железная дорога» Мамука Бахтадзе, глава МВД Ираклий Гарибашвили и министр экономики Георгий Квирикашвили, который, кстати, по сообщениям грузинских СМИ начал недавно посещать уроки ораторского мастерства. Упоминался в числе претендентов и министр обороны Ираклий Аласания, однако он после разногласий с премьером, о которых стало известно некоторое время назад, вряд ли может всерьез рассчитывать на этот пост.
Конечно, время покажет, как именно будут расставлены фигуры на политической доске Грузии, однако одно можно сказать уже сейчас: обстановка на выборах будет намного более спокойной, чем в предыдущие годы.