Дискуссия о демонтаже Памятника Победы – это введение общества в заблуждение, потому что международные договоры запрещают поступать таким образом, на это указывают политологи и политики.
В свою очередь, экономисты предупреждают: обсуждая желание снести памятник, нужно серьезно оценить экономические аспекты, потому что Россия может болезненно отыграться на Латвии.
Вчера министр юстиции Янис Борданс заявил, что Памятнику Победы не место рядом с таким символическим сооружением, как Латвийская Национальная библиотека. Это уже второй член правительства, который открыто выступил за демонтаж Памятника Победы. В прошлом году аналогичное мнение выразил также министр обороны Артис Пабрикс, по мнению которого, «морально этот памятник заслуживает сноса». С прошлого года дальнейшая судьба Памятника Победы активно обсуждается также в Интернет-среде. В настоящее время инициативу о сносе памятника поддержало более десяти тысяч активистов, значит, это предложение будет внесено на рассмотрение в Сейм. Тем временем, политологи и экономисты предупреждают, что дискуссия о дальнейшей судьбе спорного объекта может оказаться очень сложной.
Как известно, многие годы отношения России со странами Балтии было трудно направить в рациональное русло, на передний план выдвигались упреки в унижающем отношении к русскоязычным и в крайнем национализме. Хотя в последнее время с ростом экономического сотрудничества межгосударственные отношения улучшились, Россия по-прежнему использует экспортное оружие, чтобы наказать Балтию за какой-либо неприятный для нее шаг. Так, Эстонии пришлось заплатить высокую цену в 2007 году за решение переместить из центра Таллина статую так называемого Бронзового Алеши. Из-за потерянного транзита железной дороги и портам Эстонии эпопея с Бронзовым солдатом обошлась в несколько миллиардов латов. В свою очередь, попытка президентствующей в Европейском союзе Литвы приблизить Украину к ЕС вылилась в этом месяце в молочные войны, которые закрыли для литовской продукции огромный российский рынок.
Продолжение худших традиций
Экономист Петерис Страутиньш в беседе с Neatkarīgā не скрывал: «Я считал, что такие приемы, как бойкот продукции, остались где-то далеко в 90-х годах, что современная Россия не рискнет по политическим мотивам портить отношения со всей Европой. К сожалению, я ошибался. Это значит, что опыт Литвы должна иметь в виду и Латвия», - сказал эксперт, признав, что судьба Памятника Победы, безусловно, может быть чувствительным вопросом. Страутиньш также подчеркнул, что особо зависят от российского рынка такие отрасли народного хозяйства Латвии, как транзит, более половины которого составляют грузы из России, а также экспорт продуктов питания и легкая промышленность. Российский рынок особо важен также для фармацевтической отрасли. «Хотя опасения могут вызывать также цены на газ, думаю, что на такой демонстративный шаг Россия не готова. Это было бы причинение огромного вреда самой себе, потому что стало бы сигналом всему миру, что рассчитывать на Россию нельзя», - прогнозировал эксперт.
Нужно осознавать последствия
Политолог Филипп Раевскис подчеркнул: если для латвийского общества жизненно важно избавиться от Памятника Победы, то не нужно бояться. «Россия больше не будет есть произведенные в Латвии шпроты. Мы должны ясно осознавать последствия, но страх не должен влиять на решение. Да, Эстония после эпопеи с Бронзовым солдатом потеряла часть транзита, однако экономика государства не развалилась, и Таллиннский порт по-прежнему работает. Другой вопрос в том, что Памятник Победы используется как предлог, чтобы не говорить о государственно важных делах. Думаю, те, кто еще недавно раскачивал правительство, используют эту чувствительную тему, чтобы повысить свою популярность», - сказал Раевскис. Он добавил: те, кто муссирует этот вопрос, отлично понимают, что переговоры о сносе памятника будут пустыми, потому что заключенный с Россией договор запрещает без согласования прикасаться к местам памяти.
Повышают рейтинги
Это утверждение подтвердил Neatkarīgā также руководитель фракции «Центра согласия» (ЦС) в Сейме Валерий Агешин. В 2007 году между правительством Латвийской Республики и правительством Российской Федерации было заключено соглашение о сохранении мест захоронений и памяти, которое возлагает на оба государства четкие обязанности заботиться о памятных местах. Латвия не может не выполнять международные обязательства, поэтому все дальнейшие дискуссии непродуктивны», - отметил Агешин. «То, чем занимаются националы, - это введение общества в заблуждение и повышение своих рейтингов», - убежден лидер ЦС.
Перевод: Лариса Дереча.