То, что после исторического заявления президента Сержа Саргсяна о вступлении Армении в Таможенный союз в Армении должны были возобновиться прорусские настроения, практически не вызывало сомнений. Однако, тем не менее, казалось, что 22 года независимости должны были хотя бы вместить их в рамки национальных, государственных интересов и государственного мышления вообще.
Оказывается, однако, что в этом плане все эти годы прошли бессмысленно. Доказательством этому является открытое письмо армянского писателя, публициста Зория Балаяна, адресованное президенту РФ Владимиру Путину. Балаян практически умоляет Путина включить Карабах в состав России. Свое предложение Зорий Балаян обосновывает Гюлистанским (1813 г.) и Туркменчайским (1828 г.) договорами, когда Карабах был в составе России. И вот, исходя из этих договоров, Балаян приходит к заключению, что ныне Россия обязана позаботиться о Карабахе, предоставленным ему в собственность по указанным договорам. «Практически весь Южный Кавказ официально входил в состав России. Так что прав был Анатолий Собчак: действительно нет проблемы Карабаха – есть проблема России», - пишет Балаян в своем нашумевшем письме.
Тот писатель, который считает себя вправе выступить с подобным, принижающим национальное и государственное достоинство предложением, да еще от имени всего народа, очевидно остался в эпохе 90-ых, когда обращаться с подобными письмами к первому секретарю ЦК было весьма актуально и даже поощрительно. Однако вопрос отнюдь не в страдании синдромом обращения к «русскому царю».
Очевидно, что Балаяна воодушевило именно решение Саргсяна о вступлении в ТС. В противном случае ему ничего не мешало ранее побеспокоить Путина карабахской темой. Балаян, пожалуй, понимая, что после вступления Армении в ТС вопрос признания Нагорно-Карабахской Республики и ее отношений с Республикой Армения останется в воздухе, подсказывает Путину, что после возвращения Армении в состав России, то же следует сделать с Карабахом.
И для того, чтобы данная мысль звучала убедительней, он ссылается на зловещий план пантюркизма и исходящие от него опасности для России. Однако весь вопрос в том, что считая карабахский вопрос вопросом России, Балаян полностью забывает как об интересах Армении, так и НКР.
Такое впечатление, что автор письма является представителем не суверенного государства, а какого-либо кавказского племени, желающего самоутвердиться. Абсурдно то, однако, что Балаян делает это, в какой-то степени применяя методику исторических манипуляций. Когда он объявляет Карабах собственностью России, ссылаясь на Гюлистанский договор, умышленно игнорирует то обстоятельство, что по той же логике собственностью России должна считаться сама Армения. Иными словами, Балаян, волей-неволей, как минимум ставит под сомнение суверенитет Армении, и в этом плане его действия нельзя счесть ничем иным, как «изменой по отношению к национальной государственности».
Если, к примеру, Путин последует логике письма Балаяна, то может спокойно объявить, что Армения – одна из южных губерний РФ. Трудно сказать, осознает ли Балаян опасность вопроса и намеренно закидывает удочку, или это просто наивная инициатива спасти Карабах от турок. В действительности, это довольно серьезный вопрос.
Балаян – не случайный человек. Он носитель идеологии властной номенклатуры, который довольно известен в России. Его слова могут быть восприняты как неофициальные позиции либо предложения официального Еревана. И, если данное письмо было опубликовано с позволения властей, что очень вероятно, то это говорит о явлениях, дающих повод для совсем иных, более опасных и печальных выводов. Однако это вполне может быть провокацией со стороны самой России.
Ведь Балаян прямо или косвенно делает то, что до озвучения решения о вступлении Армении в ТС посредством своих эспертных кругов делала агитмашина Кремля. А цель последней – убедить в том, что ни у Армении, ни у НКР нет будущего без России. Более того, они упорно развивают ту мысль, что вполне нормально во имя будущего лишиться своей независимости и суверенитета, что армянам государственность не нужна. Однако, если до сих пор эту мысль пытались привить внешние силы, то сейчас это пытаются сделать внутренние силы - в лице Балаяна. И из того факта, что данная мысль развивается параллельно с процессами вступления в ТС и Евразийский экономический союз, следует предположить, какое место готовится для нас в этом новом географическом полюсе.
Сейчас весь вопрос в том, как отреагирует власть на подобную самодеятельность Балаяна.