В сентябре 2012 года Европейская комиссия (ЕК) начала расследование в отношении российского газового гиганта «Газпром» после обвинений Литвы в нарушении правил конкуренции ЕС.
В настоящее время официального решения нет, но уже два комиссара обозначили направление и масштабы возможных санкций, выразив опасения, что «Газпром», возможно, «злоупотребляет своей доминирующей позицией на рынке».
Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер в середине сентября подчеркнул, что в Европе «...необходимо одинаковое поле игры. Необходимы честные условия. На долгосрочную перспективу мы должны избегать разных цен на газ. Газ есть газ. И цена на газ в Берлине и в Париже значительно ниже, чем в Вильнюсе», поэтому и «Газпром» на пространстве ЕС должен работать в соответствии с условиями рынка Европейского союза.
В свою очередь, комиссар ЕС по конкуренции Хоакин Алмуния в начале октября проинформировал, что готовится сообщение о возражениях, которое будет опубликовано в течение 6 месяцев. Планируется, что ЕК выдвинет обвинение против «Газпрома» в возможном разделе рынка, в торможении диверсификации поставок газа и, возможно, в навязывании несправедливых цен потребителям, что проявляется в привязке цен на газ к ценам на нефть. По сообщению Euronews, финансовый объем санкций может составить 10-15 миллиардов евро.
Возбуждение жалобы на «Газпром» было инициативой Литвы. В этой связи вполне вероятно, что нынешнее обострение конфликта между Россией и Литвой коренится именно в измерении «Газпрома». Это обострение еще более усилили действия Литвы во время ее президентства в ЕС, заманчивые предложения по присоединению к орбите ЕС правительствам тех стран, которые Россия присмотрела как следующих кандидатов в члены Таможенного союза. Думается, что проводившийся в сентябре усиленный контроль литовских грузов (со взятием образов) был разведкой с целью выяснить, на каких предприятиях устроить санитарные проверки, чтобы там действительно что-то найти. Когда информация о слабых местах получена, то удар можно нанести, поручив санитарным службам проверить те предприятия, где что-то обнаружено, одновременно не выходя за рамки системы правил ЕС и ВТО. Результат – экспорт литовских молочных продуктов в Россию остановлен.
Если говорить недипломатическим языком, то вся сумма, которую «Газпром» может потерять в связи с санкциями ЕС, теперь выставляется как неофициальный «счет» Литве, причиняя ей большие экономические убытки. Официально оставаясь в юридических рамках ЕС. Однако сигнал недвусмысленный – каждый должен считаться с тем, что активное противодействие интересам Москвы означает потерю возможностей экспорта в Россию. Через такой этап в свое время прошли Грузия, Молдова, Украина. Те, кто хочет основывать свою политику на выступлении против интересов Москвы, не заслуживают экспорта в Россию! США в таких условиях действуют так же жестко и последовательно. Цена антимосковской политики – построение своего экономического роста без экономических благ от России.
Это одновременно урок для всех. Мы не живем в мире, где что-то даром. Любой политический выбор чего-то стоит, и вопрос перед тем, как предпринять тот или иной агрессивный внешнеполитический шаг, действие, заключается в том: хочет ли общество оплачивать тот «счет», который будет выставлен после очередного внешнеполитического хода? Если общество готово и хочет приносить жертвы – тогда вперед! Эгилс Левитс в преамбулу Конституции уже записал, что ядро государственности Латвии это «активная внешняя политика». Тогда будем «чистить стволы», только не надо жаловаться, если другие не захотят поддерживать наш экономический рост и покупать наши товары. Если мы все же не хотим платить цену за реализацию «активной внешней политики», то нужно формировать такую внешнюю политику, которая задумана для поддержки наших граждан и предприятий Латвии, которая основана на уравновешенном подходе, и воздерживаться от особо агрессивных собственных действий против соседних с Латвией стран вне рамок единой внешней политики ЕС.
Перевод: Лариса Дереча.