В пятницу 25 октября Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг равноправия полов (Gender Gap Index — GGI) за 2013 год. По сравнению с прошлым годом Россия ухудшила свое положение на две позиции, заняв 61-е место среди 136 стран.
Индекс равноправия полов рассчитывается путем сравнения возможностей мужчин и женщин в политике, построении карьеры, оплате труда, сфере здравоохранения (уровень здоровья и продолжительности жизни), и иных сферах. Причем во внимание принимается именно разница в возможностях.
Первая строчка в рейтинге вновь осталась за Исландией. За ней по традиции расположились Финляндия и Норвегия. В пятерку лидеров вошли также Филиппины. Из стран бывшего Советского Союза Россию обошли Казахстан (32-е место) и Молдова (52-е). Позади РФ остались Кыргызстан (63-е), Украина (64-е), Грузия (86-е), Армения (94-е) и Азербайджан (99-е).
Председатель женской (гендерной) фракции партии «Яблоко» Галина Михалева считает эту ситуацию закономерной.
«Мы же видим, какой у нас патриархатный тренд: клерикализация, – сказала она в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Государство проводит политику, не предполагающую улучшения жизни женщин. У нас нет ни одного института, который отвечает за равные права и возможности мужчин и женщин – даже в отличие от наших ближайших соседей».
У руководителя центра изучения элиты Института социологии РАН Ольги Крыштановской – другое мнение.
«Я не знаю, как он (рейтинг) составлялся, на основе каких показателей, – сказала она в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Вообще, по всем мировым рейтингам Россия всегда занимает места, начиная со средних и ниже. Так что здесь еще вопрос политический».
Недавно положение России в контексте гендерного равенства выглядело привлекательнее. Так, в 2009 году она занимала 51-е место, правда, – из 115 стран.
У Галины Михалевой это не вызывает удивления.
«Да, мы спускаемся все ниже и ниже, – констатирует она. – Если ситуация продолжит развиваться в том же духе, будет еще хуже. Особенно это касается наших многонациональных республик на Северном Кавказе. Мы видим там очень сильную исламизацию. В Чечне, например, женщина без платка уже на улицу не может выйти».
Эту тенденцию Галина Михалева связывает с особенностями нынешней российской государственности.
«Взять хотя бы разрабатываемую Мизулиной (главой профильного комитета Госдумы – В.В.) концепцию семейной политики, – уточняет эксперт. – Она практически обращена к нормам Домостроя».
Один из факторов, определивших оценки GGI-2013, – показатель уровня заработной платы у работающих на одних и тех же должностях женщин и мужчин: 83-е место.
Галина Михалева объясняет такое положение дел отсутствием контроля.
«Раньше, в советское время, у нас хотя бы профсоюзы формально занимались этим, – констатирует эксперт. – А сейчас профсоюзы защищают права работодателей, но не работников.
Социальных же институтов, которые защищают права женщин, повторюсь, в стране нет. Очень часто, особенно, если женщина живет в маленьком городе, у нее и возможностей выбора нет. Поэтому приходится мириться с условиями, которые предлагает работодатель».
А как обстоит дело с представленностью мужчин и женщин в политике? По этому показателю РФ заняла в рейтинге GGI 94-ю строчку. По словам Ольги Крыштановской, это колоссальная проблема для страны.
«Конечно, она отражает положение женщин в обществе, – признает социолог. – Лет пять назад у нас в политике женщины занимали 6 процентов, сейчас эта планка еще опустилась. Это один из самых низких показателей в мире».
Причины? Их много, считает Крыштановская.
«С одной стороны, – констатирует она, – женщины сами не идут в политику. Если посмотреть, предположим, списки кандидатов в депутаты, то мы увидим, что и здесь женщин меньшинство. То есть это не значит, что они пытались, но их не выбрали. Они и не пытаются».
Вторая причина, считает социолог, обусловлена позицией мужчин, «которые как бы контролируют политику».
«У них, – поясняет Крыштановская, – специфический взгляд на то, каких женщин надо брать (в политику). Чаще всего они используют женщин как декорацию. Ну, надо, мол, чтобы в правительстве была одна-две женщины. Для красоты. То же самое с партийными списками депутатов. Их же составляют мужчины. Поэтому часто в списках оказываются не только действительно известные женщины, но и просто послушные исполнительницы или какие-то подруги, родственницы, любовницы».
Среди тех, кому в рейтинге GGI достались последние места, – страны Ближнего Востока и Северной Африки. Замыкают список Чад, Пакистан и Йемен.