18 октября пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль намеревается назначить нового омбудсмена под непосредственным руководством главы государства. Чиновник будет заниматься отношениями между сообществами и проблемами иммигрантов. Параллельно с этим в столичной мэрии объявили масштабную облаву на иммигрантов с повальной проверкой всех квартир.
Что бы вы ни думали обо всех этих инициативах, нужно признать, что российские власти в конечном итоге осознали масштабы и серьезность межэтнических трений.
Недавно Москву охватила настоящая вспышка ксенофобии: подобного страна не видела со времени событий на Манежной площади в 2011 году, толчком для которых послужило убийство молодого русского болельщика кавказцем.
В ночь с 10 на 11 октября в Бирюлево (спальный район на периферии столицы с напряженными отношениями между русским населением и мигрантами из кавказских и среднеазиатских республик) азербайджанец ударил ножом 25-летнего Егора Щербакова, который скончался на руках у своей девушки.
В Бирюлево живут преимущественно россияне, у которых нет средств на квартиру в лучшем районе, и (по большей части нелегальные) мигранты. Приезжие работают на принадлежащей мафии местной овощной базе и ютятся по 20 или даже больше человек в «резиновых» квартирах, за которые он платят наличными под прикрытием полиции (она, разумеется, получает с этого свой куш).
В субботу друзья пострадавшего, к которым присоединились приехавшие со всех концов столицы националисты, устроили собрание, чтобы потребовать от полиции восстановить справедливость и найти виновного. Тем не менее, в воскресенье все переросло в беспорядки: разгневанные жители взяли штурмом торговый центр «Бирюза», чтобы отомстить за товарища. Далее, выкрикивая националистические лозунги «Россия для русских» и «Россия, вперед», они направились к овощной базе, где работает большинство мигрантов. Путь толпы устилали перевернутые машины и подожженные урны. База не устояла. Между прибывшими подразделениями полиции и разгневанной молодежью произошло настоящее сражение. Навести порядок удалось только через несколько часов. Новоизбранный мэр не посчитал нужным отправиться на место событий, но отдал распоряжение закрыть базу и начать проверку документов. Полиция задержала порядка 1200 выходцев из Средней Азии и Кавказа, около 100 из которых оказались нелегалами: их отправят в центр временного содержания для последующег
о выдворения из страны. Несмотря на рекордную по срокам поимку предполагаемого убийцы Егора, в Москве было найдено несколько тел граждан среднеазиатских республик: один труп в Бирюлево и еще один в другом проблемном районе на периферии столицы.
Этнические проблемы долгое время оттеснялись в тень экономическими соображениями (потребность в дешевой, доступной и бесправной рабочей силе) и геополитикой: ностальгия по Советскому Союзу и страх того, что бывшие колонии могут повернуться к Западу или Китаю, становится одним из лейтмотивов российской внутренней политики. Приток иммигрантов с Кавказа и из Средней Азии в российские мегаполисы (прежде всего в Москву и Санкт-Петербург) разбудил спавшую в коллективном бессознательном россиян ксенофобию. «Несмотря на распространенное мнение, ксенофобия — не удел горстки националистов, а некое общее ядро, на которое опираются все российские политические силы, от "Единой России", до коммунистов, либералов и умеренных националистов», — считает руководитель центра по изучению ксенофобии и предотвращения экстремизма Эмиль Паин. Вот наглядное тому подтверждение: несколько месяцев назад глава либеральной партии «Яблоко» Сергей Митрохин заявил, что не хочет, что Россия превратилась в «провинцию» Средней Азии.
Сейчас все в стране признают, что иммиграция представляет собой серьезную проблему, однако единства насчет возможных путей ее решения пока не видно.
Во время кампании перед выборами московского градоначальника главный оппозиционный кандидат Алексей Навальный возложил на иммигрантов вину за подъем преступности в столице и выступил за введение визовой системы для граждан среднеазиатских республик. Это предложение пользуется поддержкой значительной части населения и некоторых политиков, однако есть здесь и одна серьезная проблема технического характера: подобные меры касаются лишь азиатов, но среди создающих проблемы мигрантов есть немало кавказцев с российскими паспортами. В таких условиях некоторые поговаривают о введении квот или восстановлении советской системы, по которой человек не мог сменить место жительства без разрешения.
В эфире радио «Эхо Москвы» экономист Евгений Ясин подчеркнул, что все предложения касаются лишь последствий данного явления, тогда как бороться следовало бы с его причинами, то есть с повальной коррупцией, которая позволяет нечистым на руку предпринимателям, настоящим работорговцам, брать на работу нелегальных мигрантов в сговоре с полицией и местными властями.
Кроме того, в условиях ухудшения ситуации в экономике (и как следствия падения уровня жизни) и подъема насилия мигранты становятся для русских близким и понятным врагом, на которого они могут перенести все свои тревоги и недовольство.