Георгий Маргвелашвили стал четвертым президентом Грузии. На состоявшихся накануне президентских выборах в Грузии он набрал более 60-ти процентов голосов избирателей. Чем на самом деле обусловлена победа кандидата от «Грузинской мечты» и что думают эксперты о будущем политических событий в стране?
62 процента у Георгия Маргвелашвили, 21 процент у Давида Бакрадзе, и 10 процентов у Нино Бурджанадзе. Таковы предварительные официальные данные ЦИК Грузии по выборам президента страны, которые состоялись 27-го октября. Если данные не изменятся после подведения окончательного результата, то четвертым президентом Грузии станет кандидат от «Грузинской мечты». Но практически все уже ясно.
Главной «особенностью» этих выборов было то, что они прошли в очень спокойной обстановке. Даже наблюдателей было примерно в 10 раз меньше, чем на парламентских выборах, состоявшихся год назад. То же самое можно сказать и о предвыборной кампании, которая прошла почти незаметно.
Второй отличительной чертой выборов были заявления вышедшего на вторую позицию кандидата от «Единого национального движения» Давида Бакрадзе - после объявления первых экзит-полов. Никакой истерики, никаких заявлений о начале акций протеста и других ультиматумов. Бакрадзе, впервые в истории Грузии, поздравил выигравшего кандидата с победой.
И еще одна немаловажная особенность - ультиматум Бидзины Иванишвили. Если бы Георгий Маргвелашвили не победил в первом туре, то и он, и Иванишвили заявляли о том, что Маргвелашвили снимет свою кандидатуру. В этом случае получилось бы, что «Грузинская мечта» практически «сдает» президентскую власть своим главным оппонентам и политическим врагам - «Единому национальному движению».
Но в итоге «расчеты» Иванишвили оказались верными. Те его сторонники, которые считали, что на выборах «и так все решено», пришли и проголосовали за Маргвелашвили, что обеспечило ему победу в первом же туре. Маргвелашвили получил в три раза больше голосов, нежели ближайший конкурент - Давид Бакрадзе.
Ну а что же сам Иванишвили, который, по собственному утверждению, «избавил Грузию от диктатуры Саакашвили»? Теперь он может спокойно уйти в отставку, как и обещал, и заняться «делами гражданскими». Впрочем, пока еще действующий премьер-министр не называет своего преемника. На данном этапе ведутся консультации внутри коалиции «Грузинская мечта». Имя будущего главы Кабмина станет известно позже.
А ведь именно он, а не президент, станет фактическим главой государства. По Конституции, которая вступит в силу после 17-го октября, премьер-министр получает огромные полномочия Теперь Кабинет министров под руководством премьера будет определять внешнюю и внутреннюю политику страны. Президент же с урезанными полномочиями будет «подключаться к делу» только в момент возникновения кризисных ситуаций между парламентом и кабинетом министров. Правда, он имеет право распускать высший законодательный орган и назначать внеочередные выборы, однако делать это он может только в определенных случаях. Грузия переходит на президентско-парламентскую модель правления. А эпоха «ярких президентов», которые, скорее, наломали дров, нежели принесли стране лучшую жизнь, уходит в прошлое.
Единственный кандидат, который стал протестовать против результатов выборов, один из ярких и одновременно курьезных грузинских политиков - лидер лейбористской партии Шалва Нателашвили. Он устроил акцию протеста около резиденции Бидзины Иванишвили и обвинил его в сговоре с «Единым национальным движением» и Михаилом Саакашвили. Протест главного лейбориста страны понять можно. Он получил всего лишь 2 % голосов избирателей. Поэтому в отличие от Нино Бурджанадзе, которая заявила о намерении «защищать свои голоса», тут и защищать-то нечего.
Эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе говорит, что победа Георгия Маргвелашвили - это заслуга Бидзины Иванишвили.
- Люди больше голосовали за Иванишвили, а не за Маргвелашвили. Это можно сказать хотя бы по тому факту, что больше всего голосов он получил в Сачхере - на родине Иванишвили. Что касается второго и третьего места, то я могу сказать, что Бурджанадзе и ее команда фактически сорвали избирательную кампанию. Ну а по поводу Бакрадзе, то его второе место - заслуга органов местного самоуправления, где по-прежнему руководят «националы». Хотя эти люди, скорее, являются членами преступных группировок, а не местными руководителями. В третьих, у сторонников Бакрадзе в руках мощнейшее оружие - телеканал «Рустави-2» и другие СМИ, благодаря которым удалось «зомбировать» население. В том числе, часть молодежи Грузии. Но на самом деле Бакрадзе является слугой преступного режима Саакашвили, и те люди, которые это понимают, отдали свои голоса против него.
- Каково, по вашему мнению, будущее «Единого национального движения»? Его представители заявляют, что эта партия будет главной оппозиционной силой. Сможет ли она повысить свой рейтинг?
- Все будет зависеть от экономической ситуации в стране. Неслучайно Иванишвили говорит, что главное сегодня - экономическое развитие страны и повышение уровня жизни населения. Если правительство Грузии не справится с разрухой, которая досталась в наследство от Саакашвили, то к власти могут прийти и «националы», и другие силы - еще хуже. Так что перед правительством стоит непростая задача, - сказал Мамрадзе в интервью GeorgiaTimes.
Эксперт Рамаз Сакварелидзе говорит, что «возрождение» ЕНД возможно, но только при условии пассивности «Грузинской мечты». «Сейчас «националы» бросят все свои силы на местные выборы, постараются отыграться хотя бы здесь, - сказал Сакварелидзе в интервью GeorgiaTimes. - Сегодня большинство населения Грузии празднует победу, но многое будет зависеть от действия властей. Настроение избирателя быстро меняется. Сегодня празднуют конец эпохи Саакашвили, но никто не знает, что будет завтра. Сможет ли правительство вывести страну из сложнейшей экономической ситуации? В этом случае оно сохранит позиции. Если нет, то появятся другие политические силы», - полагает эксперт.
Впервые в истории Грузии президент был сменен путем выборов. Первый президент Звиад Гамсахурдиа был свергнут в результате военного переворота в 1992-м году, Эдуарда Шеварднадзе вынудили уйти в отставку после «Революции роз» осенью 2003 года. Фактически единственным президентом, который отсидел в кресле «от звонка до звонка», стал Михаил Саакашвили, который уже стал историей.