Самое поразительное и, пожалуй, самое ужасное в нескончаемой трагедии, символом которой стала Лампедуза, это безразличие нас с вами, граждан богатой Европы.
На прошлой неделе главы наших государств внесли вопрос в повестку дня саммита в Брюсселе.
Но было совершенно понятно, что эта тема плелась в самом хвосте, позади банковского союза, телекоммуникаций, а также дела о возмутительной и дикой прослушке, которую устроили их американские союзники.
Что касается общественного мнения, его, судя по всему, это не слишком беспокоит. Оно смотрит, но не хочет видеть ужасающую катастрофу, выловленные из моря сотни тел. Одни отмахиваются от проблемы и говорят, что нам нужно помочь странам усилить охрану рубежей. Другие призывают к милитаризации морей и тотальной войне с торговцами людьми и ушлыми перевозчиками, наживающимися на горе женщин и мужчин, готовых на все, чтобы сбежать из охваченной адским пламенем родной страны. Третьи же откладывают в долгий ящик поиск возможных решений, выступая за более счастливую и равную глобализацию и предлагая мигрантам остаться на родине и строить жизнь там. Как бы то ни было, нельзя не отметить поразительного безразличия, легкомыслия или даже бесчувственности при виде небывалой если не по форме, то уж точно по масштабам катастрофы. Своего апогея человеческая глупость достигла две недели назад, когда один французский сенатор заявил, что бывший ливийский диктатор Муаммар Каддафи, по крайней мере, держал под контролем границы. Однако он забыл уточнить, что этот мастер шантажа открывал и закрывал миграционный вентиль в зависимости о того, соглашалась ли Европа перечислять ему каждый год миллиарды евро в обмен на услуги…
Не стану отрицать, я вовсе не знаю лучше других, что и как нам следует сделать.
Однако позволю себе напомнить кое-какие простые вещи, которые нужно будет иметь в виду в тот (надеюсь, скорый) день, когда мы решим всерьез взяться за решение проблемы.
Во-первых, произошедшее у берегов Лампедузы относится не только к логике человечности и милосердия, но и морскому праву, которое обязывает прийти на помощь терпящим бедствие людям независимо от того, мигранты они или будущие нелегалы. Хотим мы того или нет, но закон возлагает на нас неукоснительную ответственность. Это не говоря уже о праве этих людей на убежище: предоставят его в конечном итоге или нет, это еще вопрос, но нам нужно рассматривать каждый случай в отдельности, спокойно выслушать каждого претендента… Ни о чем подобном пока что не идет и речи.
Во-вторых, это еще и настоящая гуманитарная катастрофа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы все гуманитарные организации, которые уже десятилетия ведут прекрасную и нужную работу в Эритрее и прочих беднейших регионах Африки (отсюда родом большинство бегущих за границу мигрантов), нашли возможность обратить внимания на ставшую новым Чертовым островом Лампедузу. Как так получилось, что те же самые правозащитники, которые, как и я сам, 30 лет тому назад отправились спасать вьетнамских беженцев в Южно-Китайское море, сегодня не в силах проявить ни малейшей солидарности, когда люди тонут уже здесь, в Средиземном море, прямо у нас на глазах? В голове не укладывается…
Третий момент, наверное, не столь прост и не так очевиден. Европа в том виде, в каком ее воспринимали все без исключения отцы-основатели, является открытым для всего мира континентом. Это родина общечеловеческих ценностей, которая должна позволить всем людям перешагнуть через существующие с рождения ограничения и достичь высшей свободы, пустившей корни не в почве, но в идее. Кроме того, путь потерпевших крушение у Лампедузы мигрантов некоторым образом напоминает путь Европы из легшей в основу нашего общества древнегреческой мифологии. Она отплыла от ближневосточных берегов в сторону Крита на спине быка, на которой едва ли было проще удержаться, чем на самодельных посудинах отчаявшихся людей. Поэтому сейчас речь идет о судьбе Европы. Образ Европы стал ставкой в этой страшной игре. А ее душа корчится и страдает в каждом из выловленных из воды неподвижных тел.
Таким образом, у нас есть два варианта.
Либо мы объявляем на острове европейское чрезвычайное положение (да, именно европейское, потому что решение проблемы не может ложиться на плечи одной лишь Италии).
Либо бы принимаем двойные стандарты в человечестве (то есть, его раздел на группы в зависимости от того, кто и где родился) и окончательно поворачиваемся спиной к Европе, которая якобы возводилась нашими руками, но сейчас терпит крушение прямо на наших глазах.