Согласно информации СМИ, в Армении начались подготовительные работы к приезду президента РФ Владимира Путина. До сих по, однако, информация о долгожданном для наших властей визите официально не была подтверждена. Однако, если работы действительно ведутся, значит в ходе заседаний в Минске (Высшего евразийского экономического совета и саммита стран СНГ) Сержу Саргсяну наконец удалось вернуть доверие Путина, потерянное в связи с евроинтеграционными играми Армении.
Следует отметить, что для этого Ереван сделал все возможное, не колеблясь, пойдя даже на самоунижение. Этим объясняется решение Саргсяна на уровне президента поздравить мэра Москвы Сергея Собянина с переизбранием, вручение Почетной медали некому предпринимателю - автору идеи об открытии в Ереване клубов “Путин”, игнорирование инцидента между парией “Наследие” и российскими пограничниками, и, наконец, выражение в Минске готовности ускорить процесс вступления Армении в Таможенный союз, и принять все выдвинутые условия. По всей видимости, Путин счел достаточными данные унижения Армении и, будучи впечатленным итогами заседаний, решил оценить старания Армении и принять давнее (и неоднократное) приглашение Сержа Саргсяна посетить Армению.
То, что Москва старалась получить от Еревана на данном этапе, уже получила. Не случайно, что данный визит запланирован после ноябрьского саммита (стран, входящих в программу ЕС “Восточное партнерство”) в Вильнюсе, в котором Армения либо не примет участия, либо это участие будет иметь чисто символический характер. На фоне провала участия Армении в вильнюсском саммите визит Путина будет означать тактическую победу как над Арменией, так и над ЕС. Минимум, что получат армянские власти от этого визита – помощь России. Это, конечно, будет для правящей Республиканской партии Армении важным, но локальным достижением, которое радость армянскому народу не принесет, если визит не послужит решению более важной проблемы, связанной с расширением ТС за счет интересов Армении.
События в Минске показали, что, несмотря на статус гегемона, Россия не может либо не желает поспешно преодолевать возражения со стороны Белоруссии и Казахстана. Армения не смогла добиться скорейшего вступления в союз, в чем так была заинтересована Россия. Заявление Путина о том, что желание вступить в ТС выразила также Индия, и к данному вопросу следует отнестись с большой серьезностью, подтвердило, что стратегическим для него может стать расширение ТС за счет стран, не входящих в СНГ. Данный соблазн Путина оперативно подхватил Казахстан, предложив включить в союз также Турцию.
При таком развитии событий значение Армении для Москвы со временем может уменьшиться. Не исключается, что именно этим обусловлено согласие России пойти навстречу белорусско-казахскому тандему, выступающему против вступления Армении в ТС, что выразилось в том, что, несмотря на просьбу Сержа Саргсяна ускорить процесс вступления Армении в союз, какие-либо рациональные сроки не были определены. Нельзя исключить, что Москва просто пытается понять, насколько серьезным является желание Турции и Индии войти в ТС, и после только решить, что делать с Арменией.
В Кремле прекрасно понимают, что, если Армения станет членом ТС, то сделает все возможное, для предотвращения вступления в союз Турции, а после и Азербайджана. То есть, создается одна ситуация, когда единственная задача Армении - избежать казахско-белорусско-азербайджанской ловушки. И именно в плане понятия истинного настроя России в этом вопросе, визит Путина приобретает особую важность. Армения получила шанс, используя казахско-белорусский тандем, освободиться от принуждения России вступить в ТС, дав Путину понять, что вопрос не в том, что Армения не желает этого, а в казахского-белорусском тандеме и бездействии России в этом направлении. Либо показать Кремлю, что не может игнорировать и жертвовать своими интересами во имя расширения ТС.
Москва знает, что провалом вильнюсского саммита процесс “Восточного партнерства” не завершается. Глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс уже заявил, что следующий саммит “Восточного партнерства” состоится в первой половине 2015 года в Риге , и станет новой возможностью для стран, потерявших свой шанс в Вильнюсе. А это дает Еревану возможность проявить требовательность в переговорах с Москвой. Весь вопрос в том, способны ли армянские власти говорить с Москвой подобным языком, или же визит Путина станет очередной возможностью продемонстрировать свои прорусские взгляды и любовь к Путину.