На днях израильские политики Ливни и Лапид порадовали нас новыми законопроектами по поводу введения в Израиле института гражданских браков или как его стыдливо именуют «брит зугиют» (супружеский союз). Разговоры о введении гражданских браков ведутся уже свыше двадцати лет, почти с самого начала большой алии. Еще на выборах 1992 года партия «Мерец» шла в Кнессет среди прочего и под этим лозунгом. И получила, кстати, двенадцать мандатов, в том числе и благодаря голосам русскоязычных репатриантов. Однако вскоре «Мерец» сосредоточился на продвижении мирного процесса, для чего вступил в коалицию с партией ШАС, и не родившийся еще законопроект о гражданских браках был успешно похоронен.
Затем эту выгодную в электоральном отношении тему подхватила партия «Исраэль ба-Алия» во главе со Щаранским. За гражданские браки отважно сражались «Авода», «Наш дом Израиль», «Кадима», и наконец «Шинуй», поставивший их во главе своей предвыборной программы. Однако воз и ныне там.
Тысячи израильтян (не только репатриантов из СНГ) ежегодно продолжают отправляться на Кипр, в Чехию, и другие страны, вплоть до Канады, в стремлении заключить брак, впоследствии признаваемый нашим еврейским государством. Иные же пары, не имея средств или желания ехать расписываться за границу, годами живут вместе, ведут совместное хозяйство и рожают детей, при этом вообще нигде не регистрируя свой брак.
Проблеме этой недавно исполнилось шестьдесят лет. Ровно столько лет назад, в 1953 году, Кнессет принял закон о полномочиях раввинских судов, где утвердил их исключительное право заниматься вопросами браков и разводов в Израиле. Сделано это было, кстати, не по требованию ультраортодоксов, которые в те времена были еще малочисленны и далеки от власти, а по настоянию национально-религиозной партии Мафдал, которая и сегодня представлена в правящей коалиции в виде списка «Еврейский дом» под руководством Нафтали Беннета.
Поддержав законопроект против собственной воли, исключительно ради сохранения коалиции, тогдашний премьер-министр Моше Шарет заявил: «Есть ценности в современном обществе, о которые разобьется всякая попытка установить в нашей среде безнадежно устаревшие жизненные порядки». Бедный Шарет! Он полагал, что в угоду сиюминутной политической конъюнктуре проводит законопроект, который не продержится и года, а оказалось, что он определил статус-кво на долгие десятилетия. Ибо нет ничего более постоянного, чем временные решения.
В итоге, что мы имеем сегодня? Лапид-младший подхватил знамя гражданских браков, выпавшее из рук отца. К нему присоединились осколки «Кадимы» во главе с Ципи Ливни.
Тема вновь дебатируется в прессе. Народ, однако, уже и надеяться перестал и после двадцати лет борьбы воспринимает любые публикации на заданную тему с крайним скептицизмом.
Для Лапида проведение законопроекта о супружеском союзе приобретает чрезвычайную важность. Иных способов поправить рейтинг, изрядно пошатнувшийся в результате «успешной» деятельности на посту министра финансов, не предвидится. Однако интересы его партнеров по коалиции – Нетаниягу и Беннета – прямо противоположны. Чем ниже рейтинг Лапида, тем для них лучше. И вот уже появляются публикации о том, что «Ликуд» в очередной раз намерен провалить закон о гражданских браках. Беннет подумывает наложить вето, а представители НДИ отмалчиваются, хотя закон этот касается в первую очередь их избирателей.
В прошлые годы вину за многократные провалы инициатив по введению гражданских браков неизменно возлагали на ультраортодоксов. Но вот уже ШАС сидит в глубокой оппозиции, а «супружеского союза» как не было, так и нет. Хочется спросить наших политиков: на этот раз как оправдываться-то будете? Может, хоть один раз забудете свои политические дрязги и сделаете что-нибудь для своих избирателей, тем более что вам это ничего не стоит? Молчат, не дают ответа.