Встреча должна состояться во второй половине дня в понедельник, 25 ноября. Российский президент Владимир Путин остановится в Риме, чтобы посетить Папу Франциска. В Ватикане будет присутствовать и новый Государственный секретарь Святого Престола Пьетро Паролин, который наконец-то полностью принял свои полномочия.
Российский президент очень хочет встретиться с епископом Рима. Кремлевские дипломаты вот уже несколько недель работают над программой итальянского визита Путина, который должен присутствовать 26 ноября в Триесте на межправительственной встрече между итальянской и российской делегациями, а потом приедет в Рим. Святой Престол с готовностью пошел навстречу желанию российского президента. В тот же день Путин встретится и с президентом Джорджо Наполитано.
Настойчивость, проявленная Путиным в деле организации встречи с Папой Франциском, говорит о многом. Российским президентом движет не только перспектива сняться вместе с Папой. В последние недели в российских верхах создалось впечатление, что с Папой Франциском отношения между Россией и католической церковью могут развиваться в новом направлении.
В открытом письме, направленном Путину в начале сентября в преддверии встречи Большой двадцатки (G20) в Санкт-Петербурге, епископ Рима фактически признал, что Россия является важным глобальным игроком в поиске решений конфликтов и региональных кризисов. В те дни вмешательство Папы Франциска и ватиканской дипломатии в сирийский конфликт, начиная с общей молитвы и поста 7 сентября, нашло незапрограммированный, но конкретный отклик со стороны российской дипломатической стратегии. Усилиями российских дипломатов было предотвращено внешнее военное вмешательство в Сирию, и начат процесс уничтожения химического оружия Асада.
В российских правительственных и дипломатических кругах решительные и трезвые действия Папы в сирийском вопросе вызвали восхищение. Через некоторое время накануне годовщины событий 11 сентября российский патриарх
Кирилл тоже решил написать письмо президенту Обаме с призывом отказаться от предрешенного военного вмешательства западных стран в сирийский конфликт.
Центральной темой беседы между Путиным и Папой Франциском наверняка станет нынешнее положение древних христианских общин на Ближнем Востоке. Последние месяцы ознаменовались визитом в Москву маронитского патриарха Бешары Бутроса эль-Раи и участием многих епископов и ближневосточных патриархов в праздновании 1025-й годовщины крещения Руси. Внимание Кремля к положению христианских церквей в ближневосточном регионе – это еще один пункт, который сближает Москву со Святым Престолом.
На этой почве российская администрация уже давно пытается стать защитницей христиан Востока. Однако Папа Франциск своими действиями не дал никаких поводов для разжигания недостойных враждебных чувств по отношению к исламу некоторым кругам на Западе, а также в России, часто пользующимся несчастьями и преследованиями христиан на Ближнем Востоке для достижения политических целей. Он был очень осторожен в выражениях и избегал как пропагандистского восхваления «арабской весны», так и ностальгических высказываний по поводу прежних режимов, которые были авторитарными «защитниками» христиан. Последнее мнение иногда проскальзывает в высказываниях некоторых высоких представителей восточных церквей.
Между Россией и Святым Престолом не ожидается заключения никакого «Священного Союза». Но желание российских лидеров лучше узнать аргентинского Папу подпитывается некоторыми предчувствиями. Как иезуит, Папа Бергольо хорошо понимает, что Россия, как и Китай, являются важными игроками на исторической арене. Их нельзя исключить из игры под предлогом общего правления в эпоху глобализации. С епископом Рима, прибывшим «почти с другого конца света», кажется, сдано в архив западное двусмысленное убеждение прошлых десятилетий, отводившее католицизму роль религиозной основы Североатлантического альянса. В своей мировой роли церковь Папы Франциска, кажется, освобождается от претензий на руководство историческими процессами. Именно поэтому она обрела свободный взгляд на геополитическую динамику, избегая логики создания союзов и поводов для столкновения цивилизаций.
Встреча Путина с Папой Франциском в будущем может оказать важное влияние на церковные дела. В интервью, предоставленном Папой отцу Антонио Спадаро, Франциск подтвердил, что назрел момент возобновления теологического диалога с православными по вопросу примата Римского Папы в структуре всей христианской церкви, как «он был отражен в итоговом документе пленарного заседания в Равенне».
Московский патриархат до сих пор уклонялся от прямого богословского диспута, в котором важную роль играл Константинопольский патриархат, пошедший по пути «союза» между церквями в отстаивании моральных ценностей. Но с Франциском во главе Святого Престола атавистическое недоверие к роли Папы, культивируемое в православной российской среде, может смягчиться. Нынешний преемник Святого Петра высказывал свою готовность «поучиться» эклезиологии у православных братьев. Он всегда говорил главному редактору журнала Civiltà Cattolica: «У православных можно поучиться епископской коллегиальности и синодальности».
Предложение стало тут же проводиться в жизнь в ходе глубокой реформы в области методологии Синода епископов. По поводу разведенных, вновь вступающих в брак, Папа не раз ссылался на практику православной церкви, которая в некоторых случаях предполагает возможность благословения второго брака. Католическая церковь продолжает учитывать опыт православной церкви. Вопрос будет рассматриваться на двух ближайших синодах, посвященных семье.
По чистой случайности визиту Путина в Ватикан будет предшествовать давно запланированная встреча Папы Франциска с российским митрополитом Иларионом (Алфеевым). Нынешний «министр иностранных дел» Московского патриархата прибудет в Рим 12 ноября в том числе и на презентацию книги «Глагол Бога и слово человека» ("Verbo di Dio e parola dell’uomo") с пояснениями великого русского филолога Сергея Аверинцева (1937-2004). Между тем, все говорит о том, что в России Папа завоевывает большую народную симпатию, в том числе – и среди православных верующих.
В ноябре 2003 года, когда у Путина спросили, когда Россия распахнет двери перед Иоанном Павлом II, российский президент высказался следующим образом: «Цель не столько в том, чтобы обеспечить визит Папы, сколько в том, чтобы открыть дорогу для объединения христиан». За два года до этого интервью открытие четырех католических епархий на территории Российской Федерации вновь вызвало у россиян «аллергию» к польскому понтифику, обвиненному в том, что он хочет оттянуть на себя канонические территории православия.
В настоящий момент сценарий изменился. Вероятный визит Папы Бергольо в Россию, возможно, будет иметь побочный эффект. Он может навсегда погасить тревогу, вызываемую предполагаемыми гегемонистскими планами Римской церкви к востоку от Днепра. До сих пор Путин во время своих встреч с Папами ни разу не повторил приглашения посетить Москву, с которым Горбачев обратился в 1989 году к Каролю Войтыле. Но сейчас создались все условия для того, чтобы он мог оказать мягкое влияние на Московский патриархат и убедить его в необходимости пойти по пути объединения католиков и православных. Остается подождать и узнать, возобладает ли в православной церкви желание остаться только добрыми соседями с католической церковью, или она воспользуется благоприятным моментом и оставит за плечами расчеты и призраки прошлого.