Огромные глаза, угольно-чёрные подкрученные вверх усы, продолговатые брови. Таким он побывал на улицах многих стран мира. Он шествовал, но у него не было ног или рук. Он - это только лицо. Для каждой страны, где, выйдя на улицы, он гневно вышагивал, были характерны свои, особые печали. Он восставал против беззакония местной власти, нерешенности проблем неимущих и, прежде всего, молодежи.
От Бейрута до Лондона, Сиднея, Вашингтона и даже Стамбула, более чем в 400 городах мира, он в один и тот же день одновременно кричал во весь голос. Он открывал свою душу в лозунгах. При необходимости он, не колеблясь, вступал в столкновения с полицией, представляющей власть, которая стремится силой заставить его замолчать. Как это было в Лондоне…
Как это? Разве мог один человек находиться в 400 городах одномоментно? Он шел, мы видели это. Мы говорим о Гае Фоксе, анархисте, который в начале 1600-х годов восстал против английского короля. Затеяв еще большее безумие, он 5 ноября 1605 года планировал взорвать здание английского парламента. Эта попытка, вошедшая в историю как Пороховой заговор, стоила ему жизни.
В течение последних нескольких лет Фокс – символ молодежи всего мира… 5 ноября, в день годовщины Порохового заговора, по призыву группы Anonymous молодые люди разных стран провели марши в масках Гая Фокса. Протесты, которые озвучивала молодежь, высыпавшая на улицы с призывом к «всемирной акции», как и их города, были различны. В Европе они резко отвергали безработицу, на Ближнем Востоке - беззаконие и авторитаризм, в Америке – скандалы с прослушиванием, раскрывшие истинное лицо государства. Судя по находившимся у них в руках плакатам и звучавшим лозунгам, они не могли молчать о том, что выступают против США, где 1% подавляет остальные 99%, ЕС, где безработица достигла 25%, Ближнего Востока, управляемого диктаторами.
Мы не будем говорить о том, что эта всемирная волна, с которой мы сегодня столкнулись, представляет собой нечто новое. Фокс не в первый раз выходит на эти улицы. Его мы также наблюдали в Стамбуле, Измире и Анкаре, причем неоднократно. Основное, что объединяет лица в масках, - их молодость. Причиной их протестов было авторитарное лицо государства. Другое дело, что это сопротивление эволюционировало в ином направлении с вмешательством тех, кто поджидал прекрасную возможность для вовлечения Турции в хаос. Тем не менее, ни в одной части мира ничто не должно помешать тому, чтобы протесты этих скрывающихся за масками молодых людей были услышаны. Этот пронзительный крик молодежи должен восприниматься, как симптом возможного сердечного приступа и осторожно быть принят во внимание. Не стоит забывать, что ранняя диагностика позволяет сохранить жизнь.
По своей природе молодежь энергична… И стоит правильно понимать, что избегание демонстрации собственного лица происходит в силу естественного рефлекса. Крик во весь голос с маской на лице – на самом деле намек на ответ, который будет дан в непредсказуемой перспективе настоятельно навязывающим что-либо мерам, но, конечно, только для тех, кто это понимает…
Затыкание ушей в ответ на вопль не должно стать окончательным спасительным средством, к которому прибегнет власть, будучи адресатом этого протеста. Игнорирование или попытки подавить через применение насилия – основной продукт неистовства, назревающего в среде молодежи. Подпитка этого гнева не приведет ни к чему другому, кроме как к обращению этого крика в разрушительную энергию.
Возникший в этих условиях результат, по всей видимости, никому не доставит удовольствия. Так как молодежь держится в страхе, теряя миролюбивое лицо, она сначала утрачивает свое чувство сострадания, а затем и способность к сопереживанию, становясь абсолютно незащищенной.
Финал сценария не будет благоприятным и для власти, отсылающей молодежь к насилию. Власть, которая из миролюбивого крика разжигает огромное пламя, утрачивая свою легитимность, начинает загнивать. Мы уже наблюдали происходящие в подобных условиях события в непосредственной близости от нас – в Сирии и Ливии. Выражаем надежду, что нам не придется быть свидетелями новых примеров этого сценария.