Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Время европейцев придет»

В интернете и онлайн-торговле все еще доминируют такие компании как Google, Facebook или Amazon. Но это лишь сиюминутный срез, рассказывает эксперт по цифровым технологиям инвестиционного фонда KKR Филипп Фрайзе

© предоставлено Apostol Media Groupфестиваль Yota Space стал первым фестивалем цифровых технологий в России
фестиваль Yota Space стал первым фестивалем цифровых технологий в России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские компании Google, Amazon или Facebook, которые появились не так давно, превалируют в интернете и онлайн-торговле. Но американское доминирование – это сиюминутный срез. Время европейцев придет и, по нашему мнению, вскоре в интернет-экономике будет больше европейских лидеров. Успех Skype, Spotify или Fotolia обнадеживает.

Wirtschaftswoche: Г-н Фрайзе, после начала Вашей карьеры в консалтинговой компании McKensey, Вы основали предприятие, которое должно было инвестировать в перспективные стартап-проекты. Но сегодня Вы работаете в крупной инвестиционной компании. Предпринимательство в Германии не работает?

Фрайзе: Это не так. Германия известна сильными экспортоориентированными компаниями, которые своими изобретениями, в значительной степени, в отрасли машиностроения, восхищают клиентов по всему миру. Конечно, готовность молодых людей создавать и развивать предприятия, традиционно слабо выражена. Но это быстро меняется. Когда я в середине 90-х годов закончил экономический университет в Кобленце, только несколько процентов выпускников пытались создавать собственные фирмы. Сегодня их доля составляет 15%.

Потихоньку появляются предложения, способные восхитить клиентов. Например, платформа Shutterfly предлагает фотоуслуги. Здесь пользователи могут делиться своими фотоснимками, распечатывать их или просто хранить. Также возможна обработка фотографий. Конечно, через платформу можно заказывать кружки, фотоальбомы и др. 

 

— Но все-таки бесспорными лидерами в области развития стартапов до успешных крупных предприятий являются США. Что немцы и европейцы делают не так?

— Действительно, американские компании Google, Amazon или Facebook, которые появились не так давно, превалируют в интернете и онлайн-торговле. Но американское доминирование – это сиюминутный срез, как мы показываем это в исследовании KKR. Время европейцев придет и, по нашему мнению, вскоре в интернет-экономике будет больше европейских лидеров. Как сильно может сместиться расстановка сил, показывают цифры аналитического агентства Comscore. В 1996 году две трети частных интернет-пользователей составляли американцы, но тем временем всемирная сеть так распространилась во всем мире, что сейчас только 13% пользователей приходятся на Соединенные Штаты.

 

— Что означает это для Европы?

— Европейский рынок цифровых технологий даже больше, чем американский. Кроме того есть несколько цифр, которые на первый взгляд кажутся сухими, но я нахожу их показательными. Только в странах ЕС проживают 368 миллионов интернет-пользователей и 193 миллионов пользователей фейсбука. Аналогичные цифры США – 245 миллионов интернет-пользователей и 166 миллионов пользователей фейсбука. Кроме того, 72% европейцев имеют быстрый широкополосный доступ в интернет. Такого рода подключения распространены в Европе даже больше, чем в США. И готовность потребителей использовать интернет, возможно, даже более ярко выражена. В Великобритании уже 87% интернет-пользователей делали покупки онлайн, а в США – только 43%.

Компания Deloitte регулярно выделяет 50 технологических компаний, растущих наиболее быстрыми темпами. Попавшие в этот список фирмы праздновали это событие на этой неделе в Берлине. В первой категории рассматривались компании, которые представлены на рынке минимум пять лет. Но поскольку небольшие фирмы могут расти быстрее, чем более крупные, в этом списке много незнакомых названий.

 

— То есть европейские компании, начинающие работу в интернете, обладают лучшими условиями для старта, чем их американские конкуренты?

— Судя по названным показателям, это, вполне возможно, так. Но по нашу сторону Атлантики тем, кто создают компании, все еще может грозить неудача, что заставляет некоторых слишком осторожничать. Это неудивительно, потому что в большинстве случаев конкурсный процесс длится многие годы. Лишь после его окончания потерпевшие неудачу компании получают второй шанс. Тем более, стартап-проектам в Европе приходится сложнее, чем в США добывать деньги на этап развития, следующий за основанием компании. Менее четверти венчурного капитала, инвестированного в молодые европейские компании, было направлено во втором квартале на этот этап развития компаний. В США это были 70%. Кроме того, на крупных торговых площадках в Лондоне, Франкфурте и Париже за последние 12 месяцев состоялось только три выпуска акций интернет-компаний. Американцы за этот же период разместили акции в этой области более 30 раз. Но следует отметить размещение акций французской компании Criteo, эксперта в области интернет-рекламы. Крупные суммы, собираемые на американских биржах, привлекают и европейцев.

 

— Молодые интернет-компании не получают выгоды от интеграции Европы?

— Проблема состоит в том, что Европа, несмотря на экономическую интеграцию и общий внутренний рынок, в национальном плане остается разрозненной. Основанные здесь фирмы имеют намного меньший национальный рынок, чем американские конкуренты, и поэтому не могут показывать такой быстрый рост. Но я не хочу жаловаться и говорить о том, что в США все шло бы лучше. Межгосударственные границы в Европе могут иметь и положительное влияние на молодые предприятия. Например, им приходится еще на более раннем этапе по сравнению с американскими коллегами задумываться о выходе на международный уровень. Тем самым они раньше приобретают способности, которые позже могут помочь при завоевании мирового рынка.

 

— Когда европейские компании цифровых технологий покажут настоящий стартовый рывок? 

— Стартовали они уже давно. Посмотрите, например, на истории успеха Skype, Spotify или Fotolia. Для более масштабного прорыва необходимо гарантированное финансирование роста, при котором важную роль играют и частные инвесторы, ка например, KKR. Европа обладает, кроме некоторых недостатков, также одним важным преимуществом по сравнению с США, а именно, ярко выраженным многообразием. В США с ее Силиконовой долиной из-за растущей десятилетиями предпринимательской инфраструктуры существует доминирующий креативный центр, разрабатывающий новые предпринимательские модели. В Европе, напротив, предпринимательская активность в сегменте цифровых технологий распределена в различных центрах – в Лондоне, Берлине, Стокгольме, Париже или Хельсинки. Все эти «креативные хабы» располагают собственной локальной структурой, но, тем не менее, связаны между собой. Предприниматели из скандинавских стран разработали музыкальный портал Spotify, платформу интернет-телефонии Skype, сервис онлайн-оплаты Klarna. Они опирались на талант и капитал всей Европы. Ведущий европейский стоковый фотобанк Fotolia, в который мы инвестировали в 2012 году, представлен в 23 странах. Только в прошлом году компания открыла сайты еще в восьми странах.

Университет Отто фон Герике в Магдебурге поддерживает предпринимательский дух своих студентов при помощи центра по развитию предпринимательства. Здесь ведется проект Pro-Active Science Transfer, который при помощи средств из Европейского социального фонда делает прибыльными научные разработки и поддерживает их внедрение в экономику. Средства фонда также направляются в проект Senior&Juniorpreneurship, сопровождающего предпринимательские начинания студентов.

Бесплатный проект открытого доступа Docear, разработанный в университете Магдебурга, представляет собой программу, ориентированную на потребности исследователей. С ее помощью осуществляется создание, управление и поиск научных текстов. В апреле создатели проекта заняли первое место на конкурсе бизнес-планов ego.Business.

 

— Но перспективные идеи приобретаются американскими инвесторами и превращаются в деньги, как это было в случае Skype, который был разработан европейцами, а сегодня принадлежит гиганту Microsoft.

— Это происходит часто и показывает, какой потенциал содержится в концепциях европейской интернет-экономики. Но инновации приходят не только с новыми компаниями. Так, стартовавшая как классическая медийная компания ProSiebenSat.1 стала самым динамичным цифровым концерном Европы, кстати, также при финансовой поддержке KKR. В 2009 году совместно с концерном Bertelsmann мы получили шанс основать музыкальную компанию BMG. За последующие годы нам в Берлине удалось развить компанию до ведущего независимого музыкального издательства в мире, который получает прибыль за счет дигитализации музыкального рынка.

Онлайн-экономика пульсирует не только в Берлине. На другом конце ФРГ, во Фрайбурге-в-Брайсгау, процветает сеть надрегиональных IT-компаний.

 

— Примеры телевидения и музыкальной сферы показывают, как опасен может быть интернет для многих традиционных областей. Какая надежда еще существует у классических отраслей, например, издательского дела?

— Интернет не обязательно представляет только угрозу для журналистики. Интерес к новостям и аналитическим материалам не спадает и даже растет. Так, английская газета Guardian хотя и потеряла из-за дигитализации значительную часть своих печатных площадей, но вместе с тем, благодаря интернет-странице, приобрела новых англоязычных читателей по всему миру.