Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Буря в стакане

Турция на самом деле готовится к нормализации отношений с Арменией

Граница Турции и Армении
Граница Турции и Армении
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официальной Анкаре оперативно пришлось отреагировать и предупредить возможное начало антитурецкого цунами в Азербайджане в связи с заявлением министра иностранных дел Ахмета Давутоглу о том, что Турция готовится к открытию границ с Арменией.

Официальной Анкаре оперативно пришлось отреагировать и предупредить возможное начало антитурецкого цунами в Азербайджане в связи с заявлением министра иностранных дел Ахмета Давутоглу о том, что Турция готовится к открытию границ с Арменией.

Вот привыкли видеть во всем плохое. Да, восстанавливают железную дорогу. Ну и что? Да, готовятся к открытию турецко-армянской границы. И что в этом плохого? К этой теме еще вернемся. А теперь обо всем по порядку.

Спикер МИД Турции Левент Гюмрюкчу сказал, что министр иностранных дел Ахмет Давутоглу не делал в Великом национальном собрании Турции заявления о том, что «мы готовимся к открытию границ с Арменией и пытаемся заручиться согласием Азербайджана на это». Как сообщили АПА в Посольстве Турции в Азербайджане, Л.Гюмрюкчу опроверг распространенную в связи с этим информацию в СМИ: «Турция хочет комплексного развития мира на Кавказе. Наша страна неоднократно выражала готовность параллельно с шагами, направленными на завершение оккупации Азербайджана, положительно оценивать шаги, направленные на развитие регионального сотрудничества. В этом вопросе мы сотрудничаем с Азербайджаном. Каждый вопрос подробно обсуждается на всех уровнях. Турция будет позитивно оценивать любой шаг, способствующий прогрессу в регионе».

Л.Гюмрюкчу, коснувшись последнего визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сказал, что Турция в качестве члена Минской группы следит за этими событиями, и пока рано говорить о том, какие шаги будут предприняты для урегулирования конфликта после последних визитов. Спикер МИД Турции также отметил, что Турция желает скорейшего решения этого вопроса и готова предпринять любой шаг, направленный на поддержку мира в регионе.

Представители экспертного сообщества также бурно обсуждали заявление министра иностранных дел Турции. Менее ангажированные и трезвомыслящие сразу обратили внимание на то, что в заявлениях главы МИД Турции нет ничего нового, если, конечно, не рассматривать отдельные его куски в отрыве от общего контекста. Известный турецкий политолог, глава Центра исследований по международной стратегии и безопасности Мехмет Сейфеддин Эрол назвал заявление А.Давутоглу достаточно четко сформулированным.

«Глава внешнеполитического ведомства Турции четко обозначил принцип Анкары – отношения с Арменией будут нормализованы лишь в случае освобождения оккупированных азербайджанских территорий. Как мне кажется, у Анкары есть существенное ожидание того, что Армения пойдет на уступки в своих позициях», – считает политолог.

По мнению собеседника Vesti.Az, сближение России и Армении, видимо, очень беспокоит Запад и Турцию.

«Запад оказывает давление на Ереван, а это означает, что Армения находится в трудном положении. Именно поэтому Ереван может пойти на обсуждение этого вопроса», – сказал эксперт. Политолог считает, что Турция стоит на своем слове. «Анкара принимает любые политические решения, касающиеся региона, согласовывая их с Азербайджаном или же учитывая интересы Баку. Анкара не хочет второго кризиса во взаимоотношениях с Баку. Именно поэтому Давутоглу так четко выдвинул карабахский вопрос на передний план. Армения, как мне кажется, в случае тесного сотрудничества с Турцией, тоже будет в выигрыше. С каждым годом все больше армян понимают, что у них нет будущего с Россией», – заключил он.

По мнению же украинского политолога, руководителя проектов фонда «Украинская политика» Алексея Вороненко, заявление главы внешнеполитического ведомства Турции – сугубо экономическая подоплека для Турции.

«Турки много торгуют и со всем миром, а в последнее время все больше турецких товаров появляется на мировых рынках. Здесь нет политики, только экономика. Все дипломатические нормы выдержаны, так как Анкара подчеркивает, что им необходимо получить разрешение Баку. Турция хочет выходить на новые рынки», – подчеркнул он. По словам эксперта, Турция, в случае отказа Азербайджана, будет искать аргументы, чтобы Баку, наконец, согласился.

«Не строили бы железнодорожное сообщение, если бы не были уверены в своих аргументах», – заметил эксперт.

Говоря о том, как заявление Давутоглу отразится на карабахском урегулировании, политолог отметил, что карабахская проблема – это чисто политическая плоскость. «Россия не отступится от своего, это факт. Властям Азербайджана необходимо привлекать всех экспертов со всех стран, чтобы все вместе думали, как решить данный вопрос. Также необходимо очень активно работать с международным сообществом. Заручиться как можно большей поддержкой. Другого пути здесь нет», – считает он.

По мнению российского политического обозревателя Ивана Сухова, если исходить из того, что заявление главы МИД Турции было верно передано, то вторая часть заявления обнуляет первую. «Турция готова открыть границу – это первая часть, но только с согласия Азербайджана – это вторая, которая исключает первую. Дальше вторая часть, которая исключает первую, дополнительно утяжеляется словами про то, что если Армения отдаст Карабах. Армения не отдаст Карабах.

Она немедленно перестанет существовать как государство после того, как это сделает, поэтому она этого не сделает. А раз она этого не сделает, то и Азербайджан ни на что не согласится. Думаю, Давутоглу запустил пробный шар: они давно ничего про эти вещи не говорили и несколько упустили инициативу. В принципе очень интересно, что Армения сделает на саммите в Вильнюсе: по-моему, могут быть сюрпризы, и если будут, могут возникнуть и новые конфигурации. Подождем Вильнюса», – призывает обозреватель.

Российский эксперт, историк, политический обозреватель Iran News Антон Евстратов заметил, что отношения Турции и Армении в последние годы вообще имеют тенденцию к потеплению.

«Частично этому способствовали попытки Анкары войти в Евросоюз, частично – упорная работа армянской дипломатии по выходу из территориальной изоляции. Что же касается возможности открытия границы, то она пока не выглядит реалией сегодняшнего дня по причине позиции Азербайджана. Баку просто не имеет пока серьезных причин к пересмотру своих требований по возврату Карабаха, а Ереван, как и прежде, не собирается его возвращать», – подчеркнул эксперт.

Вне сомнения, по мнению А.Евстратова, окончательно расставит все точки над i визит турецкого министра иностранных дел Ахмета Давутоглу в Баку, однако сейчас вряд ли можно сказать о том, что он принципиально поменяет позиции сторон. «Какого-либо по-настоящему ценного предложения по разрешению карабахской проблемы по-прежнему не выдвинуто, а значит, под вопросом и взаимодействие Армении с Турцией. Единственный вариант – отказ Анкары от ориентации на мнение Баку. Но дружеские и союзнические отношения Турции и Азербайджана пока также не дают возможности думать об этом в ближайшей перспективе», – заключил он.

Сразу хотелось бы обратить внимание на несостоятельность так называемого экономического аргумента для обоснования необходимости Турцией открытия армяно-турецкой границы. Сразу отмечу, что открытие этой границы мало что дает как Турции, так и Армении.

Во-первых, между Арменией и Турцией и так существуют экономические связи. По некоторым экспертным данным, товарооборот между двумя государствами составляет 300-500 млн. долларов. Вряд ли открытие границ приведет здесь к серьезному увеличению. Скорее всего, в денежном выражении объемы останутся прежними. А в натуральном выражении несколько вырастут за счет отказа от грузинского транзита, а точнее – связанных с ним затрат. Просто объемы армянского рынка не представляют особого интереса для турецких производителей. Ну нельзя сравнивать объемы украинского потребительского рынка с армянским.

Во-вторых, Армения не представляет особого интереса для Турции и в качестве транзитной территории. Турция не имеет никаких проблем с выходом на азербайджанский и грузинский потребительские рынки. На российский и украинский рынки выход также имеется через Черное море. После же открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс интерес к использованию Армении в качестве транзитной территории вообще станет нулевым.

Теоретически Армения могла бы представлять интерес для Турции в качестве части коридора Север-Юг. Но тут необходимо учитывать следующие моменты: первое – много говорится, но ничего реально не делается для восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию. На словах, кроме самой Абхазии, все согласны: и Грузия, и Россия, и тем более Армения. Наивно было бы предположить, что Россия ну никак не может получить согласия Абхазии.

Тогда необходимо ответить на вопрос: почему Россия не торопится с восстановлением железнодорожного сообщения с Арменией через Абхазию? Начну с того, Россия не чувствует в этом острой экономической необходимости. Сухопутный коридор Север-Юг через Азербайджан существует, и никаких проблем по обеспечению необходимых объемов товарооборота с Турцией также нет. Таким образом, острой экономической необходимости в том, чтобы потратиться на восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, не существует. Естественно, это не все.

Надо учитывать, что Россия всегда ставит во главу угла геополитические великодержавные, имперские интересы. На первый взгляд, восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию как бы шаг в направлении реализации этих интересов на Южном Кавказе.

Однако можно предположить, что и в Тбилиси прекрасно сознавали незаинтересованность России в восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию, как бы странно это не звучало. И дело не только в огромных инвестициях, которые необходимы для восстановления железнодорожного движения, проходящего через труднодоступные горные районы, хотя и это важно при отсутствии экономической необходимости. Однако Россия готова пойти на некоторые экономические потери, даже в условиях кризиса, ради геополитических выгод, о чем свидетельствуют ее взаимоотношения с Арменией.

Но восстановление железнодорожного сообщения противоречит российским геополитическим интересам на Южном Кавказе. Дело в том, что это намного больше, чем восстановление дипломатических отношений с Грузией. Это почти обязательство в том, что во взаимоотношениях с Грузией Россия в ближайшей перспективе не будет использовать силовую составляющую. Ну а этого себе Кремль с учетом геополитических реалий в регионе позволить не может.

Второе – Турция никак не может самостоятельно вовлечь Армению в реализацию региональных транспортно-энергетических проектов. А в некоторых случаях вообще не заинтересована в использовании территории Армении для транзита энергоресурсов в обход Турции. Если речь идет об экспорте энергоресурсов Каспийского бассейна, то тут решающее слово принадлежит официальному Баку. То есть без согласия Баку невозможно направить ни одну трубу, ни одну железнодорожную ветку в направлении Армении. Остается Иран. Но Турция имеет прямой выход к иранским энергоресурсам. В свое время газопровод Иран-Армения рассматривался Ираном в качестве альтернативного маршрута выхода на европейские рынки. Однако Россия, к большому удовольствию официальной Анкары, не позволила реализовать этот проект в полном объеме.

В-третьих, Анкара на самом деле не может поставить под угрозу взаимоотношения с официальным Баку по следующим причинам: первая – Азербайджан является серьезным фактором для экономики Турции. И дело не только в обеспечении энергетической безопасности Турции. Хотя и это очень важный фактор. Еще более важно то, что Азербайджан становится реальным, притом одним из крупных инвесторов в экономику Турции.

Вторая – Турция вступает в полосу выборов: муниципальных, президентских и парламентских, которые состоятся в течение предстоящих полутора лет. Накануне важных электоральных процессов Эрдоган, который претендует стать первым всенародно избранным президентом Турции, не может позволить себе потерю националистически настроенной части собственного электората.

В-четвертых, не думаю, что 100-летие трагических событий Первой мировой войны является серьезной головной болью для официальной Анкары. Но, думаю, угроза 2015 года воспринимается в Анкаре уже не как катастрофа, как то было года два назад. Ныне официальная Анкара из-за усиления геополитической значимости Турции чувствует себя более уверенно.

Это вовсе не означает, что Анкара вообще не собирается учитывать приближение 2015 года. Да, и мы должны учитывать интересы Турции. Это дорога – с двусторонним движением. Да, восстановление железной дороги это проявление доброй воли со стороны Турции. Но не только.

Турция – не настолько богатая страна. Тут государство не может позволить себе разбрасываться десятками, сотнями миллионов долларов. Таким образом, если правительство Турции выделило средства на восстановление железной дороги и других коммуникаций на границе с Арменией, это является косвенным доказательством того, что в данный момент предпринимаются серьезные попытки для урегулирования карабахского конфликта.

Может быть, послание Барака Обамы Ильхаму Алиеву также является демонстрацией этой возможности. По содержанию это не просто поздравительное письмо, а послание с набором четких геополитических сигналов. Помощники президента США потрудились на славу. Давайте обратимся к тексту.

«Передаю Вам свои наилучшие пожелания по случаю начала исполнения Вами полномочий Президента Азербайджана на третий срок. С нетерпением жду продолжения обсуждений по важным вопросам нашего стратегического партнерства. Наши продолжающиеся более двадцати лет двусторонние связи внесли существенный вклад в региональную стабильность.

Мы приветствуем достигнутый Азербайджаном за этот период успешный экономический и социальный прогресс и остаемся приверженными усилению нашего партнерства, а также углублению сотрудничества по общим вызовам», – говорится в поздравлении. Обама отметил, что США и Азербайджан тесно сотрудничают по многим вопросам как в двустороннем формате, так и в последнее время в Совете Безопасности ООН.

«Мы ценим наше партнерство в Афганистане и совместное сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Мы готовы сотрудничать с Вами, чтобы использовать исторический шанс с целью достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта путем переговоров, и приветствуем принятое Вами и Президентом Саркисяном решение о проведении встречи в конце этого месяца. Мы остаемся приверженными продолжению реформ, которые придадут импульс поддержке развития «Южного энергетического коридора», диверсификации экономики, укреплению региональной стабильности и безопасности.

В целях достижения полного использования потенциала нашего сотрудничества и партнерства мы надеемся на усиление Вашей страной демократических процессов, являющихся очень важными для обеспечения долгосрочной стабильности и развития Азербайджана. Как было отмечено нами после выборов, мы призываем Азербайджан повысить уважение к таким общим свободам, как свобода объединений, собраний и выражения, поощрять политический плюрализм и независимость судов, а также усилить избирательную систему», – говорится в поздравлении президента США.

Обама отметил, что благодаря указанным усилиям партнерство США с Азербайджаном будет продолжать усиливаться.

«С нетерпением жду продолжения нашего тесного сотрудничества, в двадцать вторую годовщину восстановления вашей независимости желаю Вам и народу Азербайджана мира и успехов», – говорится в поздравлении. Президент США корректно обозначил разногласия, существующие между официальными Баку и Вашингтоном в таких сферах, как соблюдение прав человека и демократия. При этом четко дал понять, что он воспринимает президента Азербайджана в качестве партнера. Но это не все… Может быть, впервые к вопросу обеспечения безопасности в регионе со стороны официального Вашингтона демонстрируется комплексный подход.

То есть урегулирование карабахского конфликта рассматривается в качестве одного из элементов обеспечения региональной безопасности. При этом президент США делает особый акцент на существовании «исторического шанса» в урегулировании карабахского конфликта. И призывает совместно использовать этот «исторический шанс».

То есть в послании Обамы четко указано, что США в любом случае будут сотрудничать с Азербайджаном именно на базе общих интересов, ну а что касается ценностей, то о них потом. К тому же, оказывается, для их появления необходимо работать, притом не покладая рук. Только не совсем понятно, кому – ребятам с берегов Потомака или Каспия? И тут вопрос ни в коей мере не риторический…

И, наконец, чаще всего Армения спекулирует на огромных бюджетных выделениях Азербайджана на нужды обороны и, как следствие, обвиняет официальный Баку в реализации милитаристской политики в регионе. Кстати, многие наши партнеры попадаются на эту удочку. Но оказалось, что мы «катастрофически» уступаем Армении по уровню милитаризации.

Азербайджан занял 8-е место в мировом рейтинге, составленном по индексу глобальной милитаризации за 2013 год. Об этом говорится в последнем исследовании Global Militarization Index-2013, проведенном Международным институтом конверсии в Бонне (BICC). Информация об этом размещена на официальном сайте организации. Авторы проводят подобные исследования ежегодно начиная с 1990 года. Они оценивают полторы сотни стран мира по ряду параметров: расходы на военную сферу в процентах от ВВП, количество людей, занятых в этой сфере от общего населения, а также количество тяжелого вооружения в стране в соотношении с населением.

Доклад составляется на основе данных Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и BICC.

Первую тройку рейтинга Global Militarization Index-2013 занимают Израиль, Сингапур и Россия. На 4-м месте по индексу милитаризации в этом году расположилась Армения. Авторы исследования связывают такое быстрое наращивание военного потенциала на Кавказе с неурегулированностью нагорно-карабахского конфликта. В топ-10 списка попали также Сирия (5-е место) и Кипр (9-е место).

Интересно, как после этого будет оправдывать свои заявления по поводу милитаристской риторики Азербайджана официальный Ереван? Неужели опять пустит крокодиловы слезы? Вот это уже вопрос риторический…