Если вы живете не на Марсе, вы знаете, что президент сейчас находится в трудном положении. Его рейтинг упал, а из каждых 10 американцев целых семь считают, что страна движется не туда. Слишком многие утратили веру в правительство. Большинство теперь считают его угрозой – а подобное недоверие к власти вредно для демократии. Администрации пора вернуться к нормальному ходу дела, причем сделать это быстро.
На мой взгляд, перед Белым домом стоят три важные проблемы, и со всеми ими он вполне способен справиться.
Первая проблема: полное отсутствие концентрации на главной угрозе — устойчиво высокой безработице и медленном экономическом росте. Когда президент в последний раз упоминал о создании рабочих мест? Говоря вашингтонским языком, президенту следует «вернуться к этой теме» и ни на что от нее не отвлекаться.
Начнем с того, что у нас уже есть прошедший Палату представителей и Сенат законопроект из инфраструктурной сферы — об обустройстве портов и водных путей. Президент должен его подписать — с максимальной помпой. Затем ему следует призвать к принятию аналогичного, но более широкого законопроекта о мостах и дорогах. Строительные работы были бы полезны для каждого из штатов, а с тех пор, как ушли в прошлое программы целевого финансирования, все члены Конгресса ищут способы создавать рабочие места — пусть даже временные — для своих избирателей. Таким образом, в настоящий момент разумный проект из инфраструктурной сферы с большей вероятностью получит поддержку обеих партий, чем иммиграционная реформа. Кроме этого президенту следует подумать о том, чтобы вернуться к рекомендациям комиссии Симпсона-Боулза. Возможно, не все из них ему нравятся, однако сама работа над планом оздоровления бюджета уже станет хорошим сигналом для рынков. Сейчас у администрации нет долгосрочных планов по ограничению задолженности и реформе социальных пособий — если не считать таким планом подготовку к очередному этапу борьбы за повышение долгового потолка. Однако надежда — это не стратегия.
Во-вторых, администрации необходимо восстановить доверие к себе у избирателей и прессы. Проще говоря, Белому дому никто больше не верит. Извинения за слова о том, что «вы сможете сохранить вашу медицинскую страховку, если она вас устраивает», когда это было явно не так, стали хорошим началом. Однако правительство в принципе слишком часто стало отвечать, что «президент об этом не знал».
Трудно поверить, что президент не в курсе деятельности собственного правительства. Более того, это подрывает веру в компетентность главы государства. Мы вправе ожидать, что наши лидеры будут компетентными.
Я давно считаю, что пресс-секретарю Белого дома Джею Карни (Jay Carney) нужно уйти. Президенту стоило бы позвать на эту должность опытного вашингтонского ветерана и позволить ему задать новый тон. На ум сразу приходит целый ряд бывших пресс-секретарей демократических администраций, которых уважает пресс-корпус — например, пресс-секретари Клинтона Майк Маккарри (Mike McCurry), Джо Локхарт (Joe Lockhart) и Ди Ди Майерс (Dee Dee Myers). Если Обама сумеет уговорить кого-нибудь из них, это поможет ему восстановить доверие к власти. Текущее положение дел только вредит его политическим позициям.
В-третьих, многие считают одной из главных причин воцарившегося в Вашингтоне взаимонепонимания тот стиль деятельности, которого придерживается президент. Например, в этом году Белый дом не стал организовывать ежегодное барбекю для членов Конгресса, проводящееся каждое лето на Южной лужайке. Оно должно было пройти в июне, затем сдвинулось на сентябрь, а затем, как пишет в Vanity Fair Тодд Пердам (Todd Purdum), было окончательно отменено, о чем Администрация сообщила в сухом электронном письме длиной в 53 слова.
Сейчас я путешествую по стране и беру интервью у десятков людей для фильма о моем бывшем начальнике — президенте Джордже Буше-старшем. Оказывается, он никогда не упускал случая наладить контакты с людьми. Одним из его первых шагов на президентском посту (о чем все давно забыли) было приехать в офис к лидеру сенатского большинства Гарри Берду (Harry Byrd), демократу из Западной Виргинии, и выразить ему свое почтение. Без всяких конкретных причин, не для того, чтобы протолкнуть какой-то законопроект — просто чтобы пожать ему руку и положить начало совместной работе. Перед этим он упомянул в своем инаугурационном обращении о протянутой руке сотрудничества. В наши дни такое трудно себе представить. Неслучайно, Буш провел через Конгресс множество законопроектов, получивших поддержку обеих партий, хотя при нем и Палату представителей и Сенат контролировали демократы.
Об отношениях между президентом Рейганом и спикером Палаты представителей Типом О'Ниллом (Tip O'Neill) ходят легенды. И президент Буш-старший, и президент Клинтон регулярно играли в гольф с законодателями из обеих партий. Буш также любил играть в «подковки», а Клинтон — в карточную игру под названием «О, черт» («Oh Hell»). Оба они считали игры с низкими ставками удачным поводом для общения. В наши дни такое тоже трудно себе представить. В тот единственный раз, когда Обама сыграл в гольф со спикером Палаты представителей Джоном Бейнером (John Boehner), атмосфера матча напоминала о саммитах времен холодной войны.
Еще совсем недавно политическая система работала. Она не обречена находиться в том состоянии, в котором находится, и я не исключаю, что былую атмосферу можно вернуть. Но для начала нужно, чтобы люди в Вашингтоне общались друг с другом, выпивали вместе после работы, сидели рядом за тарелками со свининой на пикниках Конгресса. Слишком многое исчезло — государственные ужины, киновечера в Белом доме, игра в гольф с лояльной оппозицией. Обаме еще не поздно это изменить.
На прежний путь следует вернуться не только Белому дому, но и всей стране в целом. В противном случае нам предстоят очень длинные три года. И жаль, что нельзя будет провести их на Марсе.