Недавно в газетах появилась информация о качестве образования в странах Европейского Союза. Она привлекла мое внимание.
Ежегодно в Финляндии 7 тысяч человек отдают предпочтение в пользу специальности учителя, и только 700 способны поступить на соответствующее отделение. Население Финляндии – около 5,4 миллиона человек. То есть в среднем каждый 800-ый хочет быть учителем, но только одному из 8 тысяч человек представляется такой шанс. Вместе с тем, поступить на факультет, осуществляющий подготовку учителей, гораздо престижнее, чем на отделение медицины. Практически аналогичная ситуация наблюдается и в Дании (с населением 5,5 миллиона человек), и педагогические факультеты выбираются абитуриентами чаще, чем медицинские.
На мой взгляд, услуги здравоохранения и образования относятся к числу естественных прав человека. Одна из них охватывает область физического здоровья, другая – сферу эмоционального здоровья. В силу того, что человек по своей природе – это не только существо материальное, но и духовное, наравне с инвестициями в его физическую сторону, его нематериальная сторона также нуждается в определенном вкладе. Если в рамках материального коэффициента мы представим желудок как средство роста и потребления человека, мы можем сохранить здоровье нашего тела через употребление питательных веществ и здоровое питание. С другой стороны, средство роста и потребления в духовном измерении человека, на наш взгляд, состоит не из одного, а из трех факторов, которые можно обозначить как интеллект, сердце и душа. Иными словами, ментальное, душевное и духовное здоровье человека так же важно, как и его телесное здоровье, и даже нуждается в более внимательном к себе отношении.
Учитель – это своего рода доктор, предоставляющий человеку услугу по охране здоровья в трех вышеназванных областях, который вооружает его принципами здорового питания и, наряду с материальной, формирует его духовную идентичность. Однако материальный доход и престиж учителя и врача в Турции никогда не шли в ногу. Профессия учителя непривлекательна ни с точки зрения престижа, ни с точки зрения дохода, и в рейтинге предпочтений молодежи она находится гораздо ниже медицины. Следует признать, что проходные баллы при поступлении на педагогические отделения несопоставимо ниже, чем на медицинских факультетах. А это означает, что старательные, грамотные и успешные абитуриенты не выбирают профессию педагога. Более того, среди наших учителей есть те, кто случайно выбирает эту профессию. Если учесть, что нас окружает молодежь, которая, не набрав то количество баллов, которое необходимо для получения образования в области медицины или инженерии, выбирает университет, исходя из материального достатка, который должна принести будущая профессия, то становится очевидно, что как и доход, престиж профессии учителя также весьма невысок.
Это был первый год моей преподавательской деятельности. У меня были свои идеалы. Но мне не хватало моего заработка. Я стал давать частные уроки турецкого языка сыну одного строительного подрядчика. Способности моего ученика были достаточно ограниченными. Шли дни, прогресс отсутствовал. И тогда я обратился к его отцу: «Давайте не будем тратить ваши деньги и мое время впустую. Ваш ребенок не сможет поступить в университет». Ответ был следующим: «Я тоже знаю, что мой сын не сможет стать врачом, но пусть он, по крайней мере, будет учителем!»
Таким образом, пока в Турции отсутствуют стимулы создания привлекательности профессии учителя для молодых людей с высоким уровнем способностей, установить баланс между нашим физическим здоровьем, с одной стороны, и ментальным, душевным и духовным, с другой, будет невозможно. В обществе, где уровень самих учителей редко становится выше среднего, нельзя говорить о каком-либо прогрессе в науке, технике, искусстве, литературе. Сделав учителями наиболее талантливых наших студентов, мы можем питать надежду на будущие поколения. Общество несчастных учителей не способно воспитать счастливых и успешных индивидов.
В этой связи в первую очередь необходимо принять меры, которые позволят уравнять материальную и духовно-нравственную составляющие престижа профессии учителя. И не менее чем через два поколения после того, как это осуществится, можно будет говорить о воспитании представителей элиты и повышении условий жизни в стране в целом. Если у нас будет именно такое общество, тогда мы сможем поднять вопрос о более сложных условиях отбора желающих осуществлять данный вид деятельности, регулярной (например, один раз в пять лет) оценке квалификации учителей и случаях лишения лицензии на ведение преподавательской деятельности. Увы, сегодня у наших учителей не наблюдается пылкое желание заниматься саморазвитием. При этом в профессиональной деятельности, где материальный и духовно-нравственный престиж выше, все эти помехи достаточно легко и иногда сами собой преодолеваются. На мой взгляд, работая в течение 11 месяцев, учитель должен иметь возможность себя прокормить, 12-й месяц отдохнуть, один раз в пять лет приобрести автомобиль, а один раз в десять лет – дом.
Можно считать бесполезным сравнение статистики Турции и Финляндии по этому направлению, однако Министерство национального образования, несомненно, не может не замечать этой ситуации. Ожидать, что в недалеком будущем мы увидим индивидов, способных осуществлять интеллектуальное (научное), душевное (художественное) и духовное (сознательное и социальное) производство, то есть в универсальном смысле делать открытия, изобретать, порождать новые идеи, произведения искусства и прочее, тщетно.
Я хотел бы воспользоваться этой возможностью и поздравить всех своих коллег с приближающимся Днем учителя.