Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экуменизм снизу

© REUTERS / Alessandro Bianchi Папа Римский Франциск на всеобщей аудиенции на площади святого Петра в Ватикане
Папа Римский Франциск на всеобщей аудиенции на площади святого Петра в Ватикане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы должны проповедовать экуменизм в приходах, приучая верующих к мысли, что они ни в коем случае не должны создавать трудности своим братьям-христианам. Священники и исповедники должны говорить об этом. Христианские церкви на Украине в бывшем Советском Союзе остались в стороне от мирового экуменического движения, почти «законсервировались».

«Мы не можем оставить дело экуменизма только дипломатам, политикам или теологам: мы должны проповедовать его в наших приходах», — сказал Vatican Insider 43-летний верховный архиепископ Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук. Он только что прибыл в Ватикан, в гостиницу Святой Марты, откуда собирается перебраться в район площади Madonna dei Monti. Там он проведет месяц в ожидании дня, когда будет отмечаться 80-я годовщина Голодомора, во время которого в 1932-1933 годах на Украине погибли миллионы людей.

Vatican Insider: Какое влияние оказал новый понтификат на вашу страну?


Святослав Шевчук: Украинское общество внимательно следит за деятельностью Папы Франциска. Им интересуются не только католики, но и православные, и неверующие. У меня была возможность познакомиться с кардиналом Бергольо, когда в 2009 году я был назначен епископом епархии Покрова Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе, и он стал моим непосредственным руководителем, потому что епархия была вспомогательной в аргентинской столице. Когда меня назначили верховным архиепископом, и я покидал Аргентину, я подарил кардиналу Бергольо икону. Недавно он меня увидел в гостинице Святой Марты, узнал и пригласил в свою комнату, чтобы показать мне икону, которую он привез с собой в Ватикан. В нем поражает простота и способность сближаться с людьми. На многих украинцев большое впечатление произвела его скромность и воздержанность. У нас часто обвиняют церковных епископов в стяжательстве, в желании создать церковь для богатых, в том, что они ведут себя как олигархи. Франциск свидетельствует о церкви, близкой к бедным людям, и несет им благую весть.

— Каковы отношения между католиками и православными на Украине?


— Картина очень сложная, наши христиане сильно разобщены. Только среди католиков «юридически» есть греко-католики, католики латинского обряда и католики Мукачевской епархии, которая непосредственно подчиняется Святому Престолу. Мы пытаемся добиться единства прежде всего среди нас. Как известно, православная церковь тоже раздроблена: помимо «канонической», подчиняющейся Московскому патриархату, есть еще две другие православные церкви. Мы делаем все возможное для сотрудничества: существует Совет церквей и религиозных украинских общин, где вместе с евреями и мусульманами христиане различных конфессий могут найти то, что их сближает, общие точки соприкосновения. Конечно, на Украине православные церкви часто не понимают, почему существует греко-католическая церковь. Они считают ее геополитическим проектом прошлого. Но есть и положительные сдвиги, христиане устали от разобщенности и хотят единства, снизу нарастает экуменический процесс.

— Правда, что христианские церкви между собой не всегда признают действительность крещения?


— Я сказал недавно, что на Украине мы грешим против экуменизма, оставляя развитие этого процесса дипломатам, политикам и теологам, участвующим в дискуссиях. Мы должны проповедовать экуменизм в приходах, приучая верующих к мысли, что они ни в коем случае не должны создавать трудности своим братьям-христианам. Священники и исповедники должны говорить об этом. Христианские церкви на Украине в бывшем Советском Союзе остались в стороне от мирового экуменического движения, почти «законсервировались». Для нас, католиков, только сейчас  начинается фаза осмысления результатов Второго ватиканского собора. Православные, со своей стороны, тоже нуждаются во внедрении в практику уже давно принятых решений в деле взаимного признания действительности таинств. Возвращаясь к заданному вопросу, должен сказать, что часто католиков, желающих вступить в брак с православным человеком, заставляют еще раз креститься. Однако, мы, католики, так не поступаем.

— Вы являетесь членом секретариата Синода епископов. Папа Франциск публично говорил о православной практике, предполагающей благословение второго брака. Что вы об этом думаете?


— Эта практика отражает различия между богословием и каноническим правом католиков и православных. Согласно католической теологии и каноническому праву, именно люди, вступающие в брак, берут на себя взаимные обязательства перед Богом, а в соответствии с православным каноническим правом договор с Богом заключают не будущие супруги, а священник. Кроме того, православный епископ основывается на тексте Евангелия, где Иисус говорит, что тот, кто отказывается от своей жены, если она не сожительствовала с другим, обрекает ее на прелюбодеяние. Поэтому он может рассмотреть каждый конкретный случай, высказать свое пасторское и практическое, а не каноническое мнение и дать разрешение и благословение на второй брак. Но это очень сложная и деликатная тема. Надеюсь, Синод сможет помочь священникам. Я думаю, что в этом случае речь не идет о перемене веры, теологии или канонического права. Нужно пойти навстречу действительно верующим христианам, желающим в какой-то мере «урегулировать» свое положение. Нужно посмотреть, как мы можем им помочь.

— Насколько важна служба, которая состоится 23 декабря в римской базилике Святой Софии, куда исторически приходят украинцы?


— Иоанн Павел II десять лет назад сказал, что геноцид на Украине затронул социальную ткань всего человечества, а не только одной страны. Об этом надо говорить, потому что у живущих хотят отнять память о погибших. В 1932-1933 годах от голода погибли миллионы. Я хочу уточнить, что голод не был вызван естественными природными причинами. Советские войска отобрали все зерно и все съестные припасы. Это был спровоцированный, «искусственный» голод. По-моему, было применено дешевое оружие массового уничтожения. Эта жестокость до сих пор заставляет кровь в жилах застывать. Коммунисты продавали конфискованное зерно западным странам. Некоторые из них знали, что платят цену за голодную смерть миллионов украинцев. Я думаю, что все должны вспомнить о погибших и подумать о справедливости в международном масштабе. Я призвал всех украинцев зажечь свечи в память о жертвах этой великой человеческой трагедии.