В Москве 23 ноября прошел общероссийский Гражданский форум «Повестка дня для России». В нем приняли участие более 1000 активистов и экспертов из всех регионов страны.
— Мы переживаем новый этап развития общества. В «нулевые годы» был экономический рост, а государство оставалось монополистом в политике. Мы преодолеваем это сейчас, и к «вертикали власти» надо добавить горизонталь общества, — бодро заявил в начале форума председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. И тут же заметил:
– Мы катастрофически не имеем информации о государстве. Иногда она закрыта, иногда ее просто надо собирать. Нужна информация, нужно обсуждение, дискуссии, — уже сетовал бывший вице-премьер. — Не всегда приветствуются действия независимых, неподконтрольных власти структур.
Мы должны перевернуть эту страницу: общество должно контролировать власть. Будет ряд акций, которые будут этому способствовать, появится закон об общественном контроле.
По мнению Кудрина, закона об «иностранных агентах» не должно быть вообще. Это элемент унижения, оскорбления некоммерческих организаций. И без бесконечных проверок этого должно проходить раскрытие информации по НКО:
— Негативное влияние этого закона в том, что в стране поселился дух недоверия к НКО, в том числе и в государственных учреждениях. Университеты отказываются от сотрудничества с зарубежными фондами, прекращают на всякий случай совместные исследования. Налицо нанесение ущерба, и в секторе НКО и госсекторе, — сделал вывод уже как декан факультета Санкт-Петербургского университета Алексей Кудрин.
— Плоха там страна и система, которая ставит перед человеком вопрос: «Быть лучше или лучше жить?» — напомнила слова правозащитника Людмилы Алексеевой модератор дискуссии Ирина Ясина.
Выступление главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой по тону отличалось от осторожной речи Алексея Кудрина.
— Проблема не только в том, что у нас непрозрачная власть, но и в том, что она понятия не имеет о нас. Помните плакат: «Вы нас даже не представляете». Он как это описывает. Вот Алексей Кудрин сказал, что гражданское общество делает первые шаги. А оно их сделало уже в 90-е годы. У него приличный срок жизни, - сказала Людмила Алексеева. — Сейчас мы переживаем вторую стадию развития гражданского общества. Если в 90-е годы возникла масса маленьких общественных организаций, самых разных, и досуговых, и социальных, но профессиональное ядро составляли правозащитное и экологическое направления, возникшие еще в советское время. Сегодня на новом этапе уже года два развивается волонтерское движение, в большинстве своем молодежное... Герцен говорил, что для перемен в России нужно два «непоротых поколения». Первое уже появилось.
По мнению главы МХГ, закон об «иностранных агентах» был его разработчиками сознательно направлен на разрушение тех организаций, которые работали, имея поддержку из-за рубежа:
— Все гражданское общество хотели прихлопнуть, разрушив профессиональное и эффективное ядро правозащитников, получавших иностранные гранты. Ведь отечественных денег на «третий сектор» не было. Я знаю, что богатые тоже хотят, чтобы в России было сильное, умелое гражданское общество, которое требует от государства быть правовым. В этом заинтересованы все наши предприниматели, кроме бюджетоедов и мошенников. Сказать, что они не дают денег, это будет неправда. Дают на то, на что просит Кремль: на храмы и разные причуды, а на гражданское общество они денег не дают.
Был смелый человек, Михаил Ходорковский, который создал «Открытую Россию», и 10 лет он находится в тюрьме. И это урок для остальных! Никому денег не дадут, если Кремль не разрешит, – говорит Людмила Алексеева. – Но вот доказательство, что у нас есть гражданское общество. Ни одна организация не пошла регистрироваться в качестве «агента».
Я как председатель МХГ решила впервые не соблюдать закон, потому что кроме закона об «иностранных агентах» есть еще один закон, понятный каждому: ни одно физическое лицо или юридическое право не имеет право давать о себе ложных сведений. Не могу же я заявить о том, Хельсинкская группа — иностранный агент! Лгать нельзя. Это не просто самоубийство, а позорное самоубийство! — подчеркивает Людмила Алексеева.
Тему давления власти на экологов поднял директор программ Всемирного фонда природы Игорь Честин:
— Международный трибунал принял решение освободить судно и активистов «Гринпис», теперь надо исполнять закон и решение суда, как говорит президент России. Сегодня мы наблюдаем наступление на завоевания не только 90-х годов. Но даже на завоевания советского периода. Есть факты насилия и гонений: бандиты избивали протестующих в Химкинском лесу, разгоняют протестующих у Хопра в Воронежской области. В Краснодарском крае сфабриковали уголовные дела и осудили экологов.
И все же удалось изменить маршрут нефтепровода Сибирь – Тихий океан, охранить Байкал и уникальные районы Приморья. В Сочи удалось перенести несколько объектов, 3000 гектаров парка власти уничтожили, но 18 тысяч прирезали. Не было бы протестов, потеряли бы 15 тысяч гектаров парка. Сегодня активность граждан возросла, но в государстве разрушен механизм учета общественного мнения, — подчеркнул Игорь Честин.
Модератор секции «Власть» Георгий Сатаров видит привычные проблемы в политике Кремля:
— В «нулевые годы» Россия прошла период распада конституционных институтов: разделения властей, народовластия, федерализма, суда. Появился неформальный институт управления – «вертикаль власти». Это инструмент допуска элит к ренте и средство ее дележки. Но сейчас начался распад и этого института. Это провозвестник серьезных потрясений, — прогнозирует Георгий Сатаров. — Когда распадается государства и власть, общество должно быть готово брать ответственность на себя, думать уже сейчас, как должна быть устроена будущая власть в России, начиная с местного самоуправления и заканчивая Конституцией, понимать, как перейти к новой модели народовластия.
Собственно, об этом спорили в секции: нужна ли парламентская республика вместо нынешней президентской. Как говорит политолог Даниил Коцюбинский неограниченная власть президента дошла до того, что даже депутаты не избираются населением, а назначаются, что и вызвало протесты декабря 2011 года.
В секции по народовластию выделили главные проблемы: отсутствие на выборах независимого арбитра в виде суда и избиркомов, гарантий оппозиционной деятельности, независимой прессы, недостаток средств имеющихся в муниципалитетах и регионах.
— В случае возрождения независимого от исполнительной власти суда, передачи в регионы и муниципалитеты ресурсов и полномочий, обеспечивающих возможность существования самоуправления и прессы, в России появились бы и народовластие и политическая конкуренция, — считает модератор дискуссии, сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков.
— Почему все налоги уходят наверх, а внизу ничего не остается? — был задан вопрос Алексею Кудрину.
— Мы имеем «вертикаль власти» с той политической системой, системой, которая есть. Центр лучше знает, как проводить реформы. Централизация бюджета на 400-500 миллиардов была проведена в период, когда объявили национальные проекты, — перевел стрелки на Дмитрия Медведева бывший министр финансов. — Второй пример, когда объявили о выделении 20 триллионов рублей для закупок военной техники. Подняли эти расходы в 4 раза, и все это заберут у регионов и муниципалитетов. Это привело к уменьшению расходов на образование, здравоохранение инфраструктуру, — ответил Алексей Кудрин, — На этой неделе утвержден бюджет, и социальные расходы уменьшаются в процентах к ВВП, то же самое происходит и бюджетах субъектов, а там еще прибыль упала на 20% за год, и субъекты федерации не получают денег. Сокращаются инвестиции из субъектов в муниципалитеты. Дефициты нарастают. Губернаторы, когда их прижало, уже пошли наверх с жалобами…
Я не согласен с концепцией централизации. Федеральный уровень должен сократить расходы. Можно передать на места часть источников доходы и полномочий. Но пока этого не происходит. Нужен серьезный разворот политики, децентрализация, полномочий и финансов, — сказал Алексей Кудрин.
Позже на брифинге Кудрин также говорил о необходимости изменения финансовой политики государства и его отношений с обществом.
Ученые на секции по исторической памяти обсуждали пути реформы системы преподавания истории, ее демилитаризации, внимании к человеческому измерению, участие в конкурсе на новые учебники и в комиссии по подведению его итогов. Требовали передачи ведомственных архивов (Минобороны, ФСБ) на государственное хранение и открытие доступа к ним для исследователей, обещали создание Вольного исторического общества.
Надо сказать, что все это в разных аудиториях России уже звучало не раз, похожие программы реформ оглашались, но как замечали в кулуарах, вреда от изобретения еще одного реформаторского велосипеда «имени Кудрина» не будет: вдруг «другу Путина» хоть в чем-то полезном с опорой на мнение тысячи участников Гражданского форума удастся убедить кремлевского правителя?
Конкретные рекомендации Гражданского форума в виде «Повестки дня для России» будут опубликованы на сайте http://civil-forum.ru/