Баку - Противостояние между Ираном и его арабскими соседями по Персидскому заливу отнюдь не новое явление. Надо отметить, что арабы и персы мало в чем сходятся во взглядах и уже на протяжении более полутора веков переживают не самые лучшие отношения. Действительно, стороны не могут договориться даже о названии водоема, который отделяет пустынное королевство от Исламской Республики.
Надежд на то, что арабы Персидского залива и иранцы могут восстановить отношения, мало. Было бы большой ошибкой сказать, что память о прошлом в этой части мира глубокая. Она очень глубокая. И с течением времени мало что изменилось.
Ненависть, недоверие и страх, которые испытывают арабы и иранцы по отношению друг к другу, остаются таким же, как и тогда, когда шииты и сунниты впервые перестали доверять друг другу после смерти пророка Мухаммеда.
Сегодня кто-то считает, что такие же чувства существуют в иранских и арабских обществах до сих пор, за исключением того, сегодня эта враждебность подкреплена некоторой наиболее современной и лучшей военной техникой, какую только можно купить за деньги.
Благодаря большим объемам поставок нефти и природного газа, Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны региона могут позволить себе в больших количествах закупать самые современные системы вооружения. Эти страны не испытали никаких трудностей в создании и поддержании современных армий. Страны, входящие в Совет сотрудничества Залива - Кувейт, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Оман, были готовы направить свои относительно небольшие армии в конфликтные районы, чтобы их солдаты и офицеры могли бы получить хороший опыт из первых рук, как это было в 1990 году, когда саудовцы, катарцы и эмиратцы принимали участие в изгнании Саддама Хусейна из Кувейта.
Иран же превосходит их по численности армии, но уступает по оснащению. В период санкций Иран столкнулся с определенными трудностями при замене некоторой военной техники, так как его военно-воздушные силы в основном составляют самолеты из США и Франции.
Во время восьмилетней войны между Ираном и Ираком иранские пехотинцы были вынуждены идти в бой без оружия и ждать, пока идущий перед ними солдат будет убит, чтобы взять его оружие. Ничем не отличается от того, что делали русские во время Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне. После испытаний, через которые пришлось пройти Ирану в войне против Ирака, иранцы поклялись никогда не позволять себе оказаться в такой ситуации вновь. Это одна из главных причин, толкающих Иран к обладанию ядерным оружием.
В результате прорыва на переговорах в Женеве между Ираном и Западом по сокращению санкций Иран получит крайне необходимые наличные деньги, и вы можете быть уверены, что выстроится длинная очередь стран в надежде продать Ирану оружие, в котором он нуждается.
Оставим все военные вопросы на время в стороне, и, если это возможно, давайте отложим религиозный пыл, который разделяет арабов и персов. Но остается еще один момент раздора - экономика. Некоторые аналитики полагают, что экономический фактор важен так же, как и политика вокруг сирийского конфликта.
Что пугает саудовцев? Саудовская Аравия (и другие арабские страны Персидского залива) смотрит на Иран с трепетом и обеспокоена тем, что как только санкции будут сняты, исчезнет и построенная США стабильность.
Королевская семья Саудовской Аравии не без оснований боится того, что со смягчением санкций и сохранением низкой стоимости производства, как в период действия санкций, компании США будут яро заинтересованы в организации бизнеса в Исламской Республике.
Агентство Reuters из региона сообщает, что смягчение санкций, наложенных на Иран, может принести около 800 тысяч баррелей нефти в день на международный рынок. Для того чтобы привлечь инвесторов после периода действия санкций, иранцы скорее всего предложат инвесторам платить пониженные местные налоги. Это, естественно, беспокоит Саудовскую Аравию.
Для иранцев снятие санкций означает потенциальную прибыль в размере 54,4 миллиарда долларов в год от экспорта нефти, если исходить из прогнозов на первый год.
На самом деле не придется долго ждать, когда американцы вместе с европейскими коллегами вернутся на иранский рынок.
Для нового президента Ирана смягчение санкций более чем своевременно. Если бизнес, заинтересованный в условиях, которые предлагает Иран с целью привлечения иностранных компаний, достигнет успеха, это может создать условия для разработки важной программы по трудоустройству.
Этот новый толчок может поставить Иран, правительство которого ведет борьбу со спадом экономики и ростом безработицы, остановившейся на уровне 15,3 процента, на путь экономического восстановления. Для Саудовской Аравии конфронтация с неустойчивым Ираном достаточно негативное явление. Однако, несомненно, что экономически стабильный и потенциально ядерно вооруженный оппонент - это ночной кошмар для Саудовской Аравии.