Интересовал ли вас когда-нибудь вопрос о том, как оживить героев романов Достоевского? Или то, как в каком-нибудь выставочном зале перед вами возникает сцена из произведения этого писателя…
Скульптор Чагдаш Эрчелик (Çağdaş Erçelik), ранее известный нам по воссозданию персонажа Узуна Ихсана Эфенди, который встречается в нескольких произведениях писателя Ихсана Октая Анара (İhsan Oktay Anar) и вдохновленный романами Достоевского, организует выставку, открытие которой состоится в марте следующего года в художественной галерее Galeri Eksen. Устами главного героя романа «Идиот» Достоевский дает совет одной художнице, которая просит у князя Мышкина найти для ее картины какой-либо сюжет. Мышкин повествует о том, как, будучи приговоренным к казни, один его знакомый перед самым расстрелом получает помилование, и предлагает ей живописать выражение глаз человека, стоящего на эшафоте за минуту до удара гильотины. Приговоренный к казни, о котором идет здесь речь, сам Достоевский!
Чагдаша Эрчелика можно отнести к тем скульпторам, для которых связь с литературой особенно важна. И настолько, что его основной источник вдохновения — прочитанные книги, любимые литераторы. Этот художник уже представал перед нами с магическим миром главного героя романа «Атлас туманных материков», а впоследствии собирал вместе таких виртуозных мастеров слова, как Саит Фаик, Назым Хикмет, Яхья Кемаль, Орхан Вели Канык. Нынешний интерес Эрчелика — персонажи Достоевского.
«Несколько лет назад сразу же после прочтения повести “Записки из подполья” мне захотелось сделать что-либо связанное с этим произведением», — рассказывает Эрчелик. Изначально идеи организовать выставку не было, эта мысль посетила скульптора, когда, глубоко погрузившись в мир Достоевского, он начал создавать эскизы, наброски. Таким образом, первым изваянием пока не завершенной выставочной композиции Эрчелика стал безымянный герой «Записок из подполья». Художник изобретает всевозможные вариации, с жадностью продумывая, как показать день персонажа, когда он, например, в очередной раз сталкивается плечо о плечо с офицером, или расхаживает взад и вперед по своей комнате. Эрчелик отмечает: «До того, как я познакомился с творчеством Достоевского, я не знал ни одного романиста, который бы так внимательно относился к душевному состоянию человека», — и полагает, что, возможно, этим «Записки из подполья» очаровывают людей. В этом же произведении персонаж говорит следующее: «Мучило меня тогда еще одно обстоятельство: именно то, что на меня никто не похож и я ни на кого не похож». Однако Эрчелик полагает, что герои Достоевского очень похожи на нас, на людей, живущих на этих землях, и отмечает: «Весьма схожи и трудности, с которыми приходится сталкиваться двум этим обществам. Они оба пытаются походить на Запад, но им это не удается, они оба испытывают одновременно восторг и гнев в отношении Запада. Присутствует как подавленность, так и интеллектуальный стресс. Я увидел, что Достоевский оказал влияние на писателей, творчеством которых я интересовался до него. Безымянный герой из “Записок из подполья” словно просочился в турецкую литературу и бродит по турецким романам…»
При создании своих творений художник обычно выбирает сцены, которые зритель может восполнить силой воображения. В частности, он не воссоздает момент, когда Раскольников топором убивает старуху, ему гораздо более интересен тот первый миг, когда он после совершения убийства приходит в свою комнату. Таким образом, вместо того, чтобы акцентировать внимание на этой важной сцене, он оставляет пустоты, которые зритель может наполнить самостоятельно.
«Создание персонажей романа имеет как определенные плюсы, так и минусы», — говорит Эрчелик. Преимущество в том, что скульптор может свободно творить, руководствуясь собственной фантазией. Но в то же время это всем хорошо известные произведения, и у будущих посетителей выставки уже неизбежно сформировались определенные образы, несовпадение с которыми может вызвать у них разочарование.
Восемь созданных на данный момент экспонатов охватывают такие произведения Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок», «Братья Карамазовы» и «Записки из подполья». На стадии подготовки к выставке находится воссоздание сцены из романа «Бесы». Общее количество экспонатов (вместе со скульптурой самого писателя) составит около 20, в том числе и несколько картин. Кроме того, на выставке будет представлена картина, завещанная Достоевским в «Идиоте». Выставка, которая осчастливит поклонников Достоевского, откроется 26 марта 2014 года.