Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономические последствия Женевского соглашения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Документ, подписанный Ираном и «шестеркой» стран, признает официальный статус Ирана в клубе ядерных держав. Однако гораздо большее значение имеет тот факт, что благодаря достижению консенсуса в иранское общество вновь возвращается экономическая стабильность, благодаря которой увеличится доверие к иранским властям, а законность режима Исламской республики еще более окрепнет.

Документ, подписанный Ираном и «шестеркой» стран, вызвал гнев региональных соперников Исламской республики, особенно «сионистского режима», что само по себе свидетельствует о большом успехе иранской дипломатии.

Данное соглашение признало официальный статус Ирана в клубе ядерных держав, уменьшив внешнее давление на Тегеран. Однако гораздо большее значение имеет тот факт, что благодаря достижению консенсуса в иранское общество вновь возвращается экономическая стабильность, благодаря которой увеличится доверие к иранским властям, а законность режима Исламской республики еще более окрепнет.

За счет сокращения одних санкций и приостановки других в ближайшем будущем Иран ожидает экономический подъем.

Необоснованные санкции Запада против мирной программы Исламской республики в значительной мере ухудшили жизнь некоторых слоев иранского населения, а также обусловили бегство капитала и отказ иностранных инвесторов от сотрудничества с Ираном, что, в свою очередь, сыграло свою роль в инфляционном спаде.

Как бы то ни было, последнее соглашение по ядерной программе может повлиять на иранскую экономику и увеличить внутренний потенциал страны, ввиду которого возрастет внешнеполитическая активность Исламской республики. Данный факт станет основанием увеличения могущества Ирана не только в ближневосточном регионе, но и на всем азиатском континенте.

Согласно программе совместных действий, выработанной Ираном и группой «5+1» на переговорах в Женеве, ядерная политика Исламской республики и право на самостоятельное обогащение урана получили официальное признание. Стороны также договорились по поводу санкций, что может являться залогом улучшения экономической обстановки в Иране.

Меры, предусмотренные подписанным соглашением на ближайшие шесть месяцев, можно разделить на две категории. Первая включает добровольные меры Ирана, а вторая — ответные действия «шестерки», все из которых касаются экономической сферы, сокращения санкций и отказа от принятия новых на уровне Совета Безопасности ООН, Евросоюза или одними лишь Соединенными штатами.

Изучая перспективу сокращения или отмены некоторых санкций, предусмотренных последней договоренностью Ирана с группой «5+1», можно выделить два уровня, на которых произойдут существенные изменения.

 

Макроэкономический уровень

 

На макроэкономическом уровне прогнозируются следующие изменения: прекращение неблагоприятной динамики покупки иранской нефти; возвращение денежных средств, полученных от продажи нефти; приостановка санкций по страхованию и транспортировке нефти; отмена санкций на экспорт продуктов нефтехимии, машиностроения, золота и драгоценных металлов и связанных с этим услуг; выдача свидетельств, разрешающих продажу и установку запасных частей к самолетам и подтверждающих инспектирование безопасности, проведенном ремонте и оказанных услугах; открытие финансовых каналов конкретных иностранных и иранских банков, не попавших под санкции, для финансирования гуманитарных программ, таких как покупка лекарственных средств, оплата взносов в ООН и помощь иранским студентам, находящимся за рубежом.

В нефтяной сфере на первый план выходит согласие с текущим уровнем продажи иранского сырья и получение части поступивших от этого средств. С увеличением санкций, направленных против нефтяной промышленности и банковской сферы Ирана, сократился не только объем экспорта из страны «черного золота», но и прибыль, получаемая от его продажи, потому что перекрылись банковские каналы ее поступления.

При таких условиях возникла весьма специфическая ситуация. Дело в том, что Иран не мог получить от иностранных партнеров средства за поставку своей нефти, поэтому принадлежащие ему суммы оставались в распоряжении таких стран, как Китай, Индия, Южная Корея и Япония. Компенсацию за поставленную нефть Иран получал путем приобретения товаров у стран-импортеров. Другим видом бартерного обмена являлось заключение контрактов, например, на строительство дорог и туннелей, подрядчиками которых становились, в частности, китайские фирмы.

В последнем соглашении, подписанном в Женеве, стороны договорились о том, что Иран может экспортировать нефть в прежнем объеме и получать часть средств от этих продаж.

Гораздо более важным кажется приостановка санкций против страховых компаний, работающих в сфере транспорта. Санкции в области страхования судов, занимающихся перевозкой иранской нефти, заставляли Исламскую республику брать на себя большие расходы по страхованию своих нефтяных танкеров, продавать сырье по более низкой стоимости или поставлять его на судах под флагами других государств, что неизменно сопутствовало получению ими значительных прибылей.

Приостановка санкций против страховых компаний, работающих в сфере судоходства, приведет к тому, что Иран сможет продавать свою нефть по более реальной стоимости и таким образом получать более существенную прибыль.

24 ноября бывший глава иранской Торговой палаты Али Таги-Хамуши заявил, что благодаря согласию на поступление в страну восьми миллиардов долларов от продажи нефти правительство сможет погасить часть дефицита государственного бюджета. Помимо этого, поступление столь крупной суммы поможет стабилизировать внутренний валютный рынок, установит более реальные цены на товары и даже снизит валютный курс в стране, что, в свою очередь, будет способствовать решению некоторых экономических проблем.

С другой стороны, изменения коснутся и нефтехимической промышленности, которая по объему экспорта занимает второе место после нефтяных поставок и аккумулирует около 30% национальных капиталовложений. Отмена санкций на экспорт и обслуживание этой промышленности приведет к увеличению иностранных капиталовложений и внедрению новых технологий, что, естественно, будет содействовать ее развитию и повышению доходности.

Заморозка санкций затронет и рынок золота. Действие санкций в банковской сфере и, в частности, их ограничение деятельности Центрального банка Исламской республики лишает Иран возможности получать средства от собственного экспорта в какой-нибудь свободно конвертируемой международной валюте, например, долларах или евро. Отмена санкций на золото сделает возможным получать доходы от нефтяной и нефтехимической промышленности в золотом эквиваленте, поэтому иранский капитал, находящийся на счетах иностранных банков, сможет свободно поступать в страну. Одновременно с этим ввоз этого драгоценного металла будет способствовать устранению отрицательной динамики на рынке золота в стране и сосредоточению капитала в этой области.

 

Микроэкономический уровень

 

На микроэкономическом уровне отмена санкций на машиностроение и продажу авиационных запчастей приведет к повышению уровня предоставления автомобильного обслуживания и воздушных перевозок и таким образом напрямую отразится на качестве жизни иранского населения. Однако прежде в автомобильной промышленности эта мера стабилизирует внутренние цены на выпускаемую продукцию.

Одной из главных проблем, которую создала система санкций на микроэкономическом уровне, является эмбарго на поставку в Иран лекарственных средств. Санкции на лекарства имели негативные последствия для иранского общества. Во-первых, социально незащищенным категориям граждан пришлось взять на себя тяжелый груз финансовых затрат на медикаменты, потому что некоторые из них стали появляться в продаже по ценам, в несколько раз превышающим прежний уровень. Во-вторых, санкции привели к тому, что многие лекарства стали дефицитом в стране. Данная ситуация затронула прежде всего людей, страдающих редкими заболеваниями, такими как рассеянный склероз.

Еще одной проблемой стало то, что иранские студенты за рубежом перестали получать плату за свое обучение. Это заставило их использовать крайне сложные и подчас незаконные каналы финансирования. Многие из молодых людей, потеряв всякую надежду, даже были вынуждены оставить обучение за границей и вернуться в Иран. Стоит отметить, что решение данной проблемы было предусмотрено в одном из пунктов подписанного в Женеве документа.

Перечисленные экономические трудности постепенно находят свое решение благодаря первому соглашению, достигнутому между Ираном и «шестеркой». Первая реакция на эти документы со стороны деловых кругов также вселяет надежду на светлое будущее иранской экономики. Прежде всего, позитивно прореагировал внутренний рынок Исламской республики, где уже в первый день снизились курс доллара и цены на золото и дорогие монеты.

За границей реакция на достигнутое соглашение тоже была в целом положительной. По сообщению телеканала Al Arabiya, через несколько часов после подписания документа курс иранского риала вырос по сравнению с кувейтским динаром и эмиратским дирхамом и его начали активно покупать в обменных пунктах Кувейта.

Кроме этого, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу на своей пресс-конференции заявил, что санкции против Ирана нанесли большой вред экономике его страны, поэтому их сокращение может оказать благоприятное воздействие на отношения Тегерана и Анкары.

Не осталось в стороне и руководство индийских нефтеперерабатывающих заводов, которое заявило о своей готовности воспользоваться создавшейся ситуацией и выплатить Ирану суммы, которые ранее были заблокированы.

Подписанный в Женеве протокол позитивно повлиял даже на мировую экономику, снизив цены на нефть, которые 24 ноября опустились до отметки 94 доллара за баррель. Причиной этого снижения эксперты считают устранение рисков для транзита нефти через Персидский залив. Другими словами, подписанное соглашение сулит благоприятный экономический прогноз для многих стран.

В целом, приостановка санкций, возвращение экономической стабильности и позитивный настрой на будущее будут иметь два главных последствия. Первое состоит в том, что прекратится отток капитала из страны. Второе связано со снижением инвестиционных рисков внутри страны, поэтому, учитывая привлекательность внутрииранского рынка для капиталовложений крупных торговых корпораций, в скором будущем мы наверняка станем свидетелями возвращения в Иран иностранного финансирования. К тому же еще до подписания соглашения в Женеве ряд нефтяных компаний, такие как нидерландско-британская Shell и французская Total, заявили о своем желании вернуться на рынок нефтегазовых инвестиций Ирана.

Почти два месяца тому назад премьер-министр Италии Энрико Летта, в свою очередь, отметил, что в случае смягчения санкций Иран должен стать сферой международной конкуренции за наиболее выгодные капиталовложения.

Кроме этого, в свете подписания соглашения выросла стоимость акций некоторых автомобильных компаний, например французских Renault и Peugeot, которые заявили о своей готовности вернуться на иранский рынок.

Экономическая стабильность внутри Ирана и снижение рисков для инвестиций непременно станет условием возвращения в страну многих инвесторов, покинувших ее после введения санкций. Этот факт, а также увеличение доходов правительства от продажи нефти приведут к улучшению экономической обстановки в Исламской республике. Все это не только увеличит национальное производство в стране, но и будет способствовать большему доверию иранского общества к строю Исламской республики и вере в эффективность его правительства. Рост доверия властям станет залогом укрепления демократической законности существующего строя, что заставит Иран еще больше поверить в собственные силы и укрепит его роль на международной арене.

Выражаясь яснее, признание за Ираном права заниматься обогащением урана на собственной территории означает признание Ирана ядерной державой, имеющей собственное влияние в регионе, а признание неэффективности системы санкций помогло стране усилить свой национальный и международный потенциал. Два этих факта означают рост могущества Ирана и правящего в нем режима в глазах как собственного населения, так и мирового сообщества.

 

Перевод с персидского Тарасовой Светланы