Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит Путина в Гюмри, о котором армянские и российские СМИ могут писать не столь активно, на наш взгляд, представляет собой важное событие. Своим визитом Путин, несомненно, в очередной раз выдвигает на передний план военное измерение российско-армянского союза, подчеркивая его значение и снова напоминая, что безопасность Армении гарантируется Россией.

Гюмри - второй по величине город Армении, распложенный неподалеку от наших провинций Карса и Ардахана. Можно сказать, практически у нас под носом.

Этот относящийся к Ширакской области город, в котором проживают около 150 тысяч человек, в течение последних нескольких дней готовится к приему очень важной персоны. На улицах города ведутся ремонтные работы, идет покраска фасадов зданий, приводятся в порядок дороги. Предпринимаются попытки придать городу красивый вид.  

Высокопоставленная персона, которая 2 декабря ожидается в Гюмри, - президент России Владимир Путин. Совершая однодневный официальный визит в Армению, Путин сначала направляется в Гюмри, а не в столицу Ереван. Здесь он принимает участие в различных совещаниях и посещает российскую военную базу в Гюмри, где изучает обстановку и подбадривает российских военнослужащих. Затем Путин перемещается в Ереван, а после ужина возвращается в Москву.

Ранее эта база входила в состав российских вооруженных сил в Закавказье, впоследствии ее назвали 102-й военной базой. В целом это военное формирование осуществляет свою миссию в Гюмри еще с советского периода. В рамках последнего подписанного в 2010 году совместного договора срок дислокации базы был продлен с 25 до 49 лет, и таким образом было официально зафиксировано, что функционирование базы будет продолжаться до 2044 года. В этом же соглашении закреплялось, что база будет модернизирована, а Россия обеспечит поставку необходимых вооружений в Армению.

102-я база, вероятно, крупнейшая военная база России на Кавказе. Численность российского военного персонала базы составляет 5 тысяч военнослужащих. Что касается вооружений, она обладает мощным военно-техническим потенциалом. Танки, бронемашины, артиллерийские системы, ракетные батареи, ракетные комплексы «Искандер-М», система ПВО С-300, военные самолеты и различные типы вертолетов. На модернизируемой базе, возможно, находятся и иные вооружения. В информационных сообщениях также говорится о планах по усилению вертолетной эскадрильи.

Фактически речь также идет о работах по модернизации на военном аэродроме Эребуни в Ереване, который является составляющим элементом 102-й российской базы. В этой связи сообщается, что сюда в ближайшее время будет направлена вертолетная эскадрилья, особенности которой не раскрываются. На сегодняшний день известно, что на этой базе находится 16 военных самолетов Миг-29. Вместе с новой вертолетной эскадрильей авиационная мощь этой базы непременно возрастет.

102-я база фактически нацелена на устрашение Турции в этом регионе. При этом речь также может идти об использовании этой базы с целью оказания поддержки вооруженным силам Армении в случае азербайджано-армянского конфликта или войны на почве Нагорно-Карабахской проблемы. Мы понимаем это из следующего ответа на вопрос о миссии 102-й базы, который был дан командиром военной базы, полковником Андреем Рузинским российской газете «Красная звезда»: «В случае принятия руководством Азербайджана решения о восстановлении юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем российская база может вступить в этот вооруженный конфликт в соответствии с обязательствами России в рамках Организации договора о коллективной безопасности». На наш взгляд, смысл этих слов весьма понятен: если Азербайджан попытается осуществить какие-либо военные действия в Нагорном Карабахе, Россия не останется безучастной, и в случае необходимости займет сторону Армении.
 
Между тем, Рузинский дает и другие сведения газете. Например, он говорит о том, что российские и армянские формирования регулярно проводят совместные учения и планируют осуществление новых. При этом полковник отмечает, что двусторонние военные отношения государств нуждаются в еще большем развитии.

В ответ на заявления полковника Рузинского о региональной политике и о военной роли России, а также его резонансные высказывания о Нагорном Карабахе, официальные лица Армении предпочитают сохранять молчание и не давать каких-либо комментариев. Лишь министр обороны Сейран Оганян отмечает: «У нас есть важные соглашения с Россией относительно обеспечения безопасности Армении. Русские будут действовать в этих рамках». И, несомненно, пусть и неявно, но он подтверждает слова Рузинского.

В то же время высказывания Рузинского вызвали серьезное беспокойство Азербайджана, который осудил и подверг их критике и даже потребовал от российских официальных лиц соответствующих объяснений. Русские, в свою очередь, утверждают, что это недоразумение, и не более того.

Визит Путина в Гюмри, о котором армянские и российские СМИ могут писать не столь активно, на наш взгляд, представляет собой важное событие. Своим визитом Путин, несомненно, в очередной раз выдвигает на передний план военное измерение российско-армянского союза, подчеркивая его значение и снова напоминая, что безопасность Армении гарантируется Россией.