Дубай выбрали организатором всемирной выставки ЭКСПО-2020. Это решение ознаменовало возвращение на первый план в экономике и политике эмирата, о котором все позабыли после кризиса 2008 года. Кроме того, это подтверждает, что стратегическое видение ситуации и стремление к лидерству до сих пор остаются для страны главными ценностями.
В 2008 году Дубай был на грани банкротства. Аналитики иронизировали насчет безумной жажды величия и непомерной заносчивости, которые завели эмират в глубокую финансовую яму. На фоне ипотечного кризиса и краха Lehmann Brothers критика дубайской модели считалась хорошим тоном.
Я сам стал жертвой нападок, когда заявил на волнах RTL о том, что с основами дубайской экономики все в порядке, и что крупные стратегические инвестиции (в частности - в инфраструктуру) смогут в будущем дать толчок экономическому подъему.
То были времена государственных планов спасения, однако пять лет спустя прекрасно видно, что многомиллиардных вливаний от центробанков оказалось недостаточно для восстановления роста экономик, потерявших силы и ориентацию. Убедиться в этом можно на примере Греции, которая вот уже не первый год живет исключительно на финансовых инъекциях, а предпосылок для подъема ее экономики нет и в помине.
Дубай в полной мере ощутил на себе финансовый кризис 2008 года. Да, его амбициозная инвестиционная стратегия временно сделала страну уязвимой. Но как обстоят дела сейчас?
Хотя присуждение права провести всемирную выставку играет, в первую очередь, символическую роль, все показатели сегодня находятся в «зеленой зоне»: отели достроены, в торговле наблюдается заметное оживление, сектор недвижимости снова растет вместе с рекордными ценами и, что еще важнее, молодые специалисты и предприниматели со всего мира приезжают ковать свое будущее в этой стране.
Но как объяснить этот успех и восстановление благополучия? Прежде всего, Дубай не испытывал ни малейших сомнений и не собирался отказываться (даже в разгар бури на биржах) от своей инвестиционной стратегии.
Кроме того, сильная политическая воля эмира Мохаммеда ибн Рашид аль-Мактума, который выступил как глава предприятия, столкнувшегося с угрозой банкротства, позволила в кратчайшие сроки принять необходимые для восстановления экономики драконовские меры. Какой промышленной державе сегодня по силам нечто подобное?
Эта самая политическая воля стала залогом сокращения числа госслужащих, активизации борьбы с коррупцией, резкого уменьшения государственных расходов, переговоров об условиях выплаты долга и стратегического анализа всех экономических задач эмирата.
До кризиса Дубаю иногда действительно была свойственна гигантомания, однако нужно отметить, что даже сильнейшие экономические потрясения не отразились на планах и оптимизме местных жителей, которые гордились своей мечтой и стремились продолжить движение к ней.
Жители Дубая, представители всех возрастов, религий и национальностей, внимательно следили за отбором кандидатов на проведение всемирной выставки. Затем они хлынули в социальные сети, чтобы поделиться радостью от того, что они станут организаторами столь масштабного мероприятия, которое позволит создать 250 000 рабочих мест.
Разумеется, Дубай — далеко не идеальная модель, особенно в социальном плане. Предстоит еще проделать большую работу. Тем не менее, эта маленькая страна дала нам урок оптимизма и веры в будущее. Урок экономической и политической воли, которая нам так нужна во времена отказов и разочарований.