Решение Армении о присоединении к Таможенному союзу Белоруссии, Казахстана и России, озвученное 3 сентября этого года в Москве президентом республики Сержем Саргсяном, было воспринято в штыки многими армянскими политиками. Так, депутат парламента Заруи Постанджян посетовала на возможный рост цен, ухудшение социального положения населения, увеличение эмиграции из страны. Она считает, что сделанное в Москве заявление о вступлении в Таможенный союз стало серьезным вызовом для суверенитета Армении и Нагорно-Карабахской Республики. Более того, парламентарий даже призвала армянский народ «пробудиться и защитить свою родину».
Вот только не понятно, от кого следует защищать страну, если, по оценкам армянских социологов, большая часть жителей страны поддерживает решение президента Армении. Как показывают опросы общественного мнения, более половины армян всегда выступало за политический союз с Россией. За Россией по степени популярности следовали ЕС, Иран и США. И такая статистика вполне объяснима. По оценке президента Союза армян России Ара Абрамяна, в РФ на сегодняшний день проживает более 2,5 млн. армян, т.е. фактически каждая армянская семья в Армении имеет родственников в России. Кроме того, временно в России находится 200-300 тыс. граждан Армении. В 2012 году в страну из-за рубежа поступило 1,7 млрд долларов, из них 1,47 млрд долларов (85,6%) было переведено из России, на эти деньги жила каждая шестая-седьмая армянская семья.
Кроме социального аспекта интересно рассмотреть и экономические аспекты. В последние годы Россия является крупнейшим инвестором в экономику Армении: общий объем инвестиций составил 2,45 млрд долларов (44,1% от общего объема иностранных инвестиций). Россия готова выделить Армении кредит под реконструкцию и продление срока эксплуатации Мецаморской АЭС, дающей Армении треть всей электроэнергии (характерно, что ЕС неоднократно требовала закрыть эту станцию). Россия планирует осуществить прямые инвестиции в целях восстановления и модернизации химического завода «Наирит». Армении обещаны 100 млн долларов на проект по строительству стратегического транспортного коридора «Север-Юг». Со стороны Российских железных дорог ожидаются инвестиции в размере 0,5 млрд долларов на финансирование магистрали Армения-Иран.
Сегодня российские предприятия в Армении функционируют достаточно эффективно, платят налоги в бюджет, обеспечивают работой десятки тысяч человек. Кроме того, российские предприятия в сфере связи и энергетики обеспечивают определенный технологический уровень развития страны.
И это только декларированные выгоды. Кроме того, вступление в Таможенный союз влечет за собой снижение цен как на российский газ (около 189 долларов на границе), так и на импортируемое из РФ ядерное топливо.
Нельзя забывать и то, что главный рынок армянских товаров находится в России, а не в Европе. Так, 95 % продукции виноделия идет в РФ. Товарооборот между двумя странами за последний год увеличился на 22 %, составив 1,2 млрд долларов. Экспорт Армении в Россию за январь-август 2013 года уже составил 817,2 млн долларов. Снятие пошлин для доступа на рынок стран Таможенного союза резко увеличит объем армянского экспорта.
Чем может ответить Евросоюз? 12 стран-членов ЕС, осуществляющих инвестиции в Армению, обеспечивают около 20 % от общего объема инвестиций. Еревану были обещаны инвестиции на развитие текстильной промышленности и, что особенно «ценно» (тут смайлик), - гранты на проведение демократических реформ (наверное, по сирийскому образцу).
Интересно, что не так давно посол Польши в Армении сулил Еревану в случае ассоциации с ЕС ежегодную прибыль в 150 млн долларов уже через два-три года после ассоциации с ЕС. Правда, за кадром осталось понимание сути того, где и каким образом будет формироваться указанная прибыль. Вместе с тем другой гражданин Польши, депутат Европарламента Яцек Сариуш-Вольский констатирует низкую эффективность программы «Восточное партнерство», куда входит и Армения. Политик считает, что в отсутствии успехов проекта виноваты не только страны, на которые ориентирован проект, но и сам Брюссель, чья вина заключается в чрезмерной бюрократизации процесса, невнятной европейской перспективе стран-участниц проекта и плохом финансировании начинаний.
В свою очередь, директор европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский считает, что подписание соглашения с ЕС вообще привело бы к сокращению рабочих мест в Армении. Армянские товары, если и будут соответствовать евростандартам, все равно не будут конкурентоспособны на европейских рынках. Сегодня сельское хозяйство в ЕС благодаря большим дотациям выпускает продукцию по демпинговым ценам, соответственно конкурировать с европейцами армянские сельхозпроизводители просто не в состоянии.
Однако вернемся к заявлению депутата Заруи Постанджян. То, что она предрекла Армении в случае вступления в Таможенный союз, уже относится к ряду «неофитов» среди стран-членов ЕС, опрометчиво вступивших в этот союз. Так, Латвия, 10 лет назад вступившая в Евросоюз, сегодня имеет многомиллиардные долги. 250 тысяч человек - самое активное население Латвии - покинули страну в поисках лучшей доли. После вступления в ЕС Латвия потеряла многие виды своей промышленности: сахарную, рыболовецкую, машиностроение. Ее продукция не пользуется спросом в Европе, поэтому латвийцы вынуждены все же пытаться продвинуть ее на российский рынок – такой близкий и родной еще со времен СССР.
Новичок в ЕС - Хорватия, как и Латвия, имеет долги, исчисляемые десятками миллиардов долларов. Каждый четвертый хорват ищет сегодня работу. Промышленное производство падает, инвестиции со стороны ЕС отсутствуют. Такие же проблемы испытывают сегодня Румыния, Венгрия и другие страны.
В тоже время экономисты Европейского Банка Реконструкции и Развития сами охарактеризовали Таможенный союз как «первый успешный пример экономической интеграции между странами бывшего Советского Союза». Участие Еревана в проектах ТС и Евразийского экономического союза (ЕЭС) объективно будет способствовать сохранению внутриполитической и социально-экономической стабильности в стране, обеспечит устойчивость позиций нынешнего руководства республики. Конкретная адресная помощь и целевые инвестиции в ключевые отрасли армянской экономики со стороны партнеров (России, Белоруссии и Казахстана) в настоящее время более актуальны и насущны для Еревана, чем абстрактные обещания европейцев о финансировании программ в области реабилитации делового климата и привлечения зарубежных капиталовложений.
Важно, что плюсы от присоединения Армении к Таможенному союзу и вхождения в Евразийский экономический союз не ограничиваются экономикой.
Россия остается важным гарантом национальной безопасности Армении, играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности республики. На армянской территории располагается 102-я российская военная база (Гюмри), охрану границы несут российские пограничники. Договор о военной базе пролонгирован до 2044 года. Армения является ключевым форпостом системы безопасности России на южном фланге. Российские представители неоднократно заявляли, что любая внешняя агрессия против Армении будет рассматриваться как вызов РФ и ее интересам. Все это позволяет экспертам сделать вывод: Армения нуждается в России больше, чем Россия нуждается в Армении.
Представители Евросоюза неоднократно предлагали Еревану вывести российских военных и перейти под зонтик НАТО. Но сумеет ли НАТО компенсировать российский фактор в сфере безопасности? Очевидно, что сегодня европейцы не готовы занять место России в Гюмри, снабжать Армению вооружением по льготным целям. Ни Брюссель, ни Вашингтон не хотят делать ставку на Армению в ущерб своим связям с Азербайджаном. Долгие годы США и ЕС после карабахской войны поддерживали соседей Армении: Турцию и Азербайджан. Сегодня они же приветствуют идею создания тройственного военного союза Грузия-Азербайджан-Турция, который абсолютно не отвечает интересам Еревана. На другой стороне находятся Россия и Иран, которые на протяжении десятилетий сохраняют добрые отношения с Арменией, противостоят ее экономической блокаде.
Отдельно следует рассмотреть карабахскую проблему. Утрата российского военного присутствия могла бы спровоцировать Баку на жесткие действия в отношении Нагорного Карабаха. Россия проявляет наибольшую активность в решении этой проблемы, в то время как у Европы нет четкого видения перспектив ее урегулирования. Более того, отдельные официальные представители Запада выступают за «территориальную целостность» Азербайджана и открыто предлагают армянам отказаться от Карабаха.
В общем, что со стороны социалки, что с экономической стороны, что с военной, а все же ЕС не может быть столь же полезен для Армении, как Россия. Сегодня у ЕС много собственных внутренних проблем, которые придется решать в ближайшие годы (если не десятилетия), и от новых членов лишь возникнут новые проблемы, которые никому не нужны. Так что решение, принятое руководством Армении, стратегически верное, отвечающее интересам большинства населения этой страны. Многое, правда, будет зависеть теперь и от Москвы – сможет ли она выдержать данные Еревану обещания и гарантии? Собственно, в этом и есть залог успеха и процветания не только России и не только Армении, но всех государств, решивших строить собственное будущее вместе, в рамках Таможенного союза.