В Москве и Ереване продолжают подводить итоги визита в Армению президента России Владимира Путина. Договоренности, конечно, опубликованы уже не раз, и в отличие от недавней встречи того же Путина в Сочи с президентом Украины Виктором Януковичем, здесь как бы никто не ищет неких «тайных договоренностей». Слишком уж прилюдной и однозначной была «политическая капитуляция» Армении. Предметом споров и дискуссий остается другое: «экономические» результаты армяно-российской дружбы.
Российские эксперты-экономисты уже приводят свои доводы, во сколько обойдется российской экономике дружба с Арменией. Если «по горячим следам» российский же «Ежедневный журнал» говорил о 300-400 миллионах «зеленых», то теперь цифры «подросли». Экономические издержки России от вступления Армении в Таможенный союз составят примерно 1 млрд.долл. - об этом заявил руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, профессор Александр Гусев в ходе видеомоста Ереван - Москва на тему: «Итоги визита президента России в Армению».
«Россия от вступления Армении в ТС, безусловно, в экономическом плане несколько теряет, надо это признать. Это оценивается сегодня примерно в 1 млрд.долларов, учитывая и обнуление пошлин, и снижение цены на газ, и инвестирование в проекты, строительство железнодорожной ветки Иран-Армения, модернизацию системы орошаемого земледелия», - приводит слова эксперта АРКА, на которое ссылается «Росбалт». И хотя Гусев отметил, что, дескать, необходимо подсчитать и политические дивиденды, и в рамках политической составляющей Россия получает гораздо больше от вступления Армении в ТС, очевидно, что политические дивиденды здесь весьма и весьма иллюзорные. Потому как тесная дружба с Арменией по совершенно понятным причинам не прибавит России авторитета ни в Азербайджане, ни в Турции, ни в Грузии.
Но самое примечательное, что свое разочарование высказывают и в Армении. Формально, конечно, говорить об экономических результатах вступления Армении в ТС еще слишком рано, однако даже «черновые прикидки», похоже, армянскую аудиторию не то чтобы очень впечатлили. Так, армянскому минэнерго и «Армросгазпрому» уже приходится старательно опровергать умело вброшенную новость о том, что Иран предлагал Армении более дешевый газ, чем Россия, но «Газпром», по сути дела, «заблокировал» иранское направление импорта. Министр энергетики Армении Армен Мовсисян старательно убеждает аудиторию, что «АрмРосгазпром» может покупать и не российский газ. Как он заявил корреспонденту «Новости Армении - NEWS.am», хотя теперь «АрмРосгазпром» полностью перешел в собственность российского «Газпрома», однако энергетическую политику Армении по-прежнему определяет правительство.
«По одному из условий лицензии «АрмРосгазпрома», он должен приобретать более дешевый газ, если такой найдется», - отметил министр. Он отметил, что в ближайшее время собирается встретиться с послом Ирана в Армении Мохаммадом Реиси и уточнить, хочет ли Тегеран предложить Армении переговоры о новых поставках газа и на каких условиях. «Я связался с господином Реиси сразу после его выступления перед прессой в Ереване. После этого он отбыл в Иран, а по его приезду я собираюсь встретиться с ним», - заявил министр. Напомним, на пресс-конференции несколько дней назад посол Ирана в Армении Мохаммад Реиси заявил, что Иран может поставлять дружественным странам - к каким относится и Армения - газ на более льготных условиях, а детали можно уточнить при переговорах. А пока Мовсисян уверяет, что, дескать, иранская сторона пока что не предлагала цены дешевле российской.
«В 2010 году Национальная газовая компания Ирана заявила нам, что бартерная схема 3 кВт.ч электричества за 1 кубометр газа больше не устраивает их, и предложили повысить ее до 1 - 5. Технически реализовать это было невозможно, это понимали и наши партнеры. За год, до мая 2012 года, я провел 5 встреч в Иране на высшем уровне, в том числе с главой МИД, министром нефти и газа и его преемником, замминистра - главой Национальной газовой компании Ирана. Они говорили, что Иран с удовольствием вышел бы из формулы «1 к 3» и продавал бы газ за деньги. А работа с Арменией по другим принципам, нежели те, по которым они работают с соседними станами, повлияла бы на внешний авторитет страны», - пояснил Мовсисян.
Что касается денежных условий, то иранская сторона не смогла предложить Армении цены ниже, чем 440 долл., что никак не дешевле российских 189 долл., отметил министр. «Конечно, мы купим у того, кто предложит дешевле. Если Иран хочет вести переговоры на выгодных для Армении условиях, мы, разумеется, готовы к таким переговорам», - заявил министр. Кому армянская аудитория поверит больше - иранскому послу или своему министру - можно гадать до бесконечности. А ереванская «Лрагир» тем временем напоминает: «Что касается Армена Мовсисяна, то его нелепые оправдания только породили больше вопросов и не дали ответов на старые.
И самый главный вопрос - получает ли он и Серж Саргсян долю от тех миллионов, которые граждане Армении платят так называемому «АрмРосгазпрому». Это самый большой рэкет в Армении, и он невозможен без вхождения армянских чиновников в долю». Как напоминает газета, «АрмРосгазпром» получает в Армении баснословные прибыли. В частности, именно ему остается почти половина от выплаченных потребителями за газ денег (на границе «АрмРосгазпром» получает газ по 189 долларов за 1000 кубометров, продает потребителям по 391 долларов). То есть, «АрмРосгазпрому» остается 202 доллара с каждой 1000 кубометров. Согласно новому договору, в Армению будет поставляться до 2,5 млрд. кубометров газа в год. Теперь осталось только умножить 2,5 млрд. на 202 доллара и посчитать доходы «АрмРосгазпрома». По мнению газеты, «сейчас «АрмРосгазпром» на 100% принадлежит «Газпрому», а это значит, что миллиарды, которые Россия «позволяет» армянским гастарбайтерам зарабатывать на московских стройках, возвращаются «Газпрому», аккуратно минуя армянский бюджет. И остается только вопрос - сколько за эту схему платят Сержу Саргсяну и Армену Мовсисяну».
Под вопросом и еще один «козырь» - конференция доноров. Как сообщает та же «Лрагир», «Армения и Россия ведут переговоры относительно организации масштабной конференции доноров для Армении, которая может состояться в первой половине 2014 года, заявил на прошлой неделе глава администрации президента Армении Виген Саркисян. Он отметил, что в конференции примет участие Всемирный банк». После чего напоминает: «Конференцию доноров, от которой, по словам Давида Шахназаряна, Армения могла получить 6-7 млрд. долларов, должен был организовать Евросоюз. Конференция откладывалась по мере того, как решение армянских властей парафировать соглашение с ЕС вызывало все больше недоверия. Официальный Ереван требовал сначала деньги, Европа хотела видеть стулья.
Сейчас ни денег, ни стульев. В итоге Армения лишилась не только донорской помощи, но и доверия кредиторов. Дело дошло до того, что конференцию взялась организовать Россия. Кстати, не без выгоды для себя. Как намекнул Виген Саркисян, деньги она будет собирать для проектов, которые сама же анонсировала, чтобы привлечь Армению в Таможенный союз. «В число приоритетных задач углубления армяно-российского сотрудничества входит участие России в реализуемых и запланированных в Армении серьезных инфраструктурных программах... Речь идет об усилении возможностей Армении в сфере железнодорожных перевозок, дорожной инфраструктуры и в энергетической сфере», - отметил Виген Саркисян». Но, по мнению «Лрагир», «конференция, скорее всего, не состоится, и «инфраструктурные программы» тоже останутся на бумаге. Более того, Россия торпедирует желание других игроков финансировать эти проекты, не допуская в Армению ни Запад, ни Иран, ни даже армянскую диаспору».
Наконец, Москве предъявляются и серьезные политические претензии. Поводом для которых стал намеченный на завтра визит в Ереван министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу - для участия в форуме ОЧЭС. Так, бывший «министр» иностранных дел «НКР» (кавычки наши - «Эхо»), политический аналитик Арман Меликян в ходе беседы с «Первым Информационным» весьма ловко превратил этот визит во впечатляющую «антироссийскую карту».
По его словам, в настоящее время не существует не опосредованных, двусторонних армяно-турецких отношений. Более того, свою позицию по отношению к Армении Турция уточняет с Россией, США, Великобританией или Францией, но не непосредственно с Арменией. Однако, считает А.Меликян, это абсолютно понятный подход, так как самостоятельность и правосубъектность Армении в сфере внешних отношений приближается к нулю - на сегодняшний день Армения не в состоянии предложить политическую повестку, направленную на урегулирование армяно-турецких отношений в будущем, а это дает хорошую возможность Турции действовать свободно и продвигать свои собственные интересы.
«В этой ситуации турецкие чиновники и дипломаты свободны в этом вопросе: посещать или не посещать Армению, давать нам уроки и учить уму-разуму. Я убежден, что мы дошли до того, что официальные представители Турции считают бессмысленным обсуждать вопросы, представляющие взаимный интерес с армянскими коллегами, так как сознают, что судьба двусторонних отношений решается не в Ереване. А посему не нужно возлагать особых надежд на визит Давутоглу в Армению. Он, уверен Меликян, будет служить одной цели: министр иностранных дел Турции воспользуется случаем для того, чтобы, находясь на нашей земле, рассказать нам, какие мы глупые, что продолжаем свою «захватническую» политику по отношению к Азербайджану и еще и говорим о «геноциде армян» (здесь и далее кавычки наши – прим. ред.)»,- отметил Меликян.
Но самое примечательное началось потом, когда Меликян взялся комментировать известную «утечку» в турецких СМИ насчет согласия Армении освободить два из захваченных районов, прилегающих к бывшей НКАО, в обмен на открытие армяно-турецкой границы. Сначала Меликян весьма запутанно рассуждал о том, что, дескать, будущее армяно-турецких отношений не зависит от согласия, данного действующими властями Армении «сдать территории» Азербайджану, так как для Турции важно, чтобы процесс по «сдаче территорий» начался, так как в случае, если он начнется, это очевидно, что дело сдачей двух территорий не закончится - будут предъявлены новые требования.
А открытие границы, по его словам, это не тот вопрос, который должны решать Армения и Турция - пока еще эту границу контролируют русские пограничники, вопрос в двустороннем формате не будет решен. После чего подвел итог: «Мы должны ясно сознавать, что к сдаче территорий нас активным образом склоняют как турки, так и русские - вероятно, надеясь восстановить ситуацию, бытовавшую во времена СССР. Я сам убежден в том, что в прошлое вернуться невозможно - даже в том случае, если власти Армении уступят соблазну пустых обещаний. Вокруг нас формируется новая реальность, и через два-три года Армения с совершенно новых позиций получит возможность говорить», - заключил Арман Меликян.
Поясним: представители того политического лагеря, который в Армении принято именовать прозападным, весьма активно запугивают аудиторию реанимацией «российско-турецкого сговора», как здесь именуют договоренности между Россией и Турцией 1920-1921 гг. При этом вряд ли даже персоны типа Меликяна всерьез рассчитывают, что Армения сможет удержать под своим контролем захваченные азербайджанские земли, рассорившись с Россией. Скорее, речь идет о продолжении торга. В самом деле, как отмечают многие, называть цену после того, как услуга уже оказана, - это характерная черта «армянского сервиса».
Теперь ее переносят и в политику, намекая Москве: «форпост» может и обидеться, если не получит от нее более впечатляющих дивидендов, прежде всего в таком вопросе, как территориальные притязания к Турции и Азербайджану. Тем более что в Ереване осознают: сделав ставку на изолированную Армению, Москва заметно ограничила для себя «свободу маневра» в других государствах региона. Но даже при том, что Россия - великая держава, обладающая мощной экономикой, «ереванские запросы» могут оказаться ей просто не по силам и не по карману.