Мы во Франции и Германии, как и во многих других западных странах, внимательно следим за нынешними событиями на Украине по всем правилам СМИ.
В первую очередь наши симпатии, понятное дело, на стороне тех тысяч украинцев (большинство — молодежь), которые не хотят мириться с тем, что кто-то другой решает за них их судьбу. Эти активисты мечтают о хорошей жизни и пытаются сопротивляться растущему давлению со стороны властей и соседней России.
Но можем ли мы довольствоваться ролью простых зрителей эпизода с неизвестным исходом, который в скором времени потеснит в СМИ какое-нибудь другое событие?
Что нам на самом деле известно о процессе формирования на Украине гражданского общества, которое сегодня выглядит сильным как никогда? Кто у нас до сих пор что-то помнит об исторических культурных связях России и Украины? Кто еще вспоминает, что Киев был колыбелью русской цивилизации? А Львов живой свидетель времен Австро-Венгерской Империи? Поэтому кому по силам рассудить, что происходит в межкультурном плане между Москвой и Киевом, если отложить в сторону первичные геополитические и экономические интересы в раздираемой на части между Восточной и Западной Европой стране?
Да, Украина действительно является частью европейской цивилизации, и предложенное ей ЕС соглашение об ассоциации полностью оправдано. Да, у украинцев есть право самим свободно принять решение насчет отношений с Европейским Союзом. И да, в будущем мы вполне можем задуматься о дальнейшем укреплении связей между Брюсселем и Киевом.
Тем не менее, мы, представители гражданского общества во Франции и Германии, должны проявить больше внимания к тем, кто уже продемонстрировал энтузиазм и приверженность ценностям Евросоюза, а не только к почти уже всеми забытому Чемпионату Европы или боксерским заслугам нынешнего лидера украинской оппозиции. Нам нужно быть внимательнее к этим событиям, их историческому и культурному контексту, чтобы лучше понять тех, кто стучится в наши двери. Кроме того, диалог с украинцами может подчеркнуть тот факт, что нынешний Европейский Союз — далеко не всегда «большая тихая река».
Он позволит обогатиться обеим культурам.
В конце этого юбилейного года, который ознаменовал собой 50 лет дружбы и доверия между Францией и Германией, нам пора трезво оценить стоящие перед нами задачи. История и опыт, который мы приобрели после подписания де Голлем и Аденауэром соглашения в 1963 году, наглядно демонстрируют, что молодежи по силам изменить менталитет целых народов. Поэтому для нас особенно важно способствовать развитию диалога молодежи и ассоциаций гражданского общества.
Французско-немецкое управление по делам молодежи, которое представило целый спектр трехсторонних программ и приобрело огромный опыт в образовательной сфере, может послужить для нас ценным источником вдохновения. Вдохновения, которым нам нужно поделиться с Украиной и Россией.