«Я всегда буду другом Израиля». Эта ставшая знаменитой фраза Франсуа Олланда в израильском аэропорту Бен Гуриона является отражением нынешней французской политики в отношении Тель-Авива. Франция и Израиль намереваются развивать не только дипломатические, но и экономические и культурные связи.
В то же время, исследования иерусалимского института NGO Monitor говорят о том, что Париж финансирует некоммерческие организации, политическая деятельность которых подрывает реализацию французской политики на Ближнем Востоке.
Так, хотя Франция выступает за решение «два государства для двух народов» и мирные переговоры Палестинской автономии с израильским правительством, Французское агентство развития финансирует ряд организаций, которые не согласны с подобным решением. Так, например, расположенный в Рамалле центр развития НКО (служит посредником между спонсорами и местными организациями) получил от ФАР 5 миллионов евро в 2010 году. Официальная задача центра заключается в том, чтобы создать «эффективный сектор НКО, который бы способствовал формированию палестинского гражданского общества». Тем не менее, не похоже, чтобы это было для него абсолютным приоритетом, потому что в числе главных задач на 2013-2017 годы для него значатся «антинормализационные кампании» (по всей видимости, в отношении Израиля), «кампании по бойкоту и санкции», а также «кампании против стены Апартеида». Другими словами, любые проекты для развития мирного сосуществования двух народов и продвижения мирного решения конфликта автоматически исключаются из щедрых с
убсидий организации.
Что касается внутренней политики, Франция является одним из немногих государств, которые предусматривают уголовную ответственность за призыв к бойкоту той или иной страны. Тем не менее, ФАР финансирует такие организации как Платформа французских НКО за Палестину и Французская ассоциации солидарности с Палестиной, которые проводят кампании по бойкоту израильских товаров. Кроме того, ФАСП, чьей официальной целью значится борьба за «настоящий и устойчивый мир в связке с палестинским народом и его легитимными представителями на Ближнем Востоке и с опорой на международное право», говорит о «евреях-палачах» и «лагере смерти Газа», а также сравнивает Израиль с нацистской Германией. В 2012 году ФАР выделило ей 139 550 евро.
Кроме того финансовая поддержка радикальных антисионистских НКО может идти и окольным путем. Так, получающая немалые государственные субсидии французская НКО CCFD-Terre Solidaire финансирует израильскую организацию «Зохрот», которая обвиняет Тель-Авив в этнических чистках и требует право на возвращение для палестинских беженцев, что подорвало бы саму суть еврейского государства и противоречило решению по формированию двух стран для двух народов.
Кроме того, президент Республики выразил надежду на то, что Франция и Израиль смогут «вывести на новый уровень товарообмен», однако эти торговые связи находятся под угрозой из-за судебных исков и кампаний по бойкоту израильской продукции, которые ведут финансируемые Францией НКО. Так, например, уже упомянутая нами ФАСП в 2007 году подала в суд на Veolia и Alstom за их согласие приступить к строительству трамвайных линий в Иерусалиме. Все требования ФАСП были отклонены, и апелляционный суд признал безосновательной ее обвинений, продемонстрировав тем самым, что ее действия являются продолжением глобальной политики «судебной войны», которую ведут по всему миру некоторые НКО против Израиля и его официальных лиц.
Во сколько обходятся Франции такие беспочвенные судебные процессы? Может быть, SNCF, Orange и Alstom, которые подписывают столь ценные в нынешние непростые времена партнерские договоры с Израилем, нужно составить отдельный бюджет на тяжбы с подобными организациями?
Франции и ФАР давно пора ужесточить требования в сфере прозрачности и контроля за финансированием французских и иностранных НКО так, чтобы эти средства применялись в соответствии с проводимой правительством политикой. Информацию по субсидиям для французских и иностранных НКО можно было бы объединить в один документ подобно тому, как обстоят дела со сведениями по финансированию французских ассоциаций. Получающие государственное финансирование французские НКО должны будут обнародовать сведения по всем субсидиям, которые они предоставляют французским и иностранным организациям. Наконец, необходимо внимательно следить за линией поведения НКО так, чтобы она не вступала в прямое противоречие с выбранным Францией политическим курсом.