Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как инженеры конструируют симпатичных роботов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итак, вы хотите, чтобы робот нравился людям. Что ж, на вашей стороне человеческая природа. Люди готовы очеловечить что угодно. Задолго до того, как идея робота получила практическое воплощение, люди обнимали плюшевые игрушки и писали книжки о мыслящих рождественских елочках. Мы видим лица в облаках и ссоримся с собственными автомобилями. Мы легковерны от природы. Но как усилить этот эффект?

На экраны выходит фильм «Она» («Her») — фильм о человеке, влюбившемся в искусственный интеллект, который управляет его домом (Дата релиза в России — 27 февраля 2014 года. — Прим. перев.). Это, конечно, сказка, но в реальной жизни некоторые инженеры специально создают таких роботов, которых люди будут любить. Как они это делают?

Итак, вы хотите, чтобы робот нравился людям. Что ж, на вашей стороне человеческая природа. Люди готовы очеловечить что угодно. Задолго до того, как идея робота получила практическое воплощение, люди обнимали плюшевые игрушки и писали книжки о мыслящих рождественских елочках. Мы видим лица в облаках и ссоримся с собственными автомобилями. Мы легковерны от природы. Но как усилить этот эффект?

Не заботьтесь о человекоподобии

Бывают роботы, которые славятся тем, что они максимально похожи на людей. Речь идет не только о секс-куклах — есть, например, реалистичные подобия младенцев, с которыми нянчатся бездетные люди. Однако не у всех роботов задачи требуют быть человекоподобными. На деле отход от человеческой внешности тоже может быть вполне эффективным шагом. Если нужно, чтобы люди полюбили машину, намеренная необычность иногда этому способствует.

Недавно газеты писали о «Паро» — роботе-тюлене, питомце для пожилых пациентов, страдающих деменцией. Почему он тюлень? Компания экспериментировала с роботами в обличии кошек и собак, однако, во-первых, их трудно научить ходить, а во-вторых, люди слишком привыкли к настоящим собакам и кошкам, и роботы проигрывали в сравнении с живыми существами. Между тем образ маленького гренландского тюленя достаточно хорошо знаком аудитории, чтобы она тепло приняла такого робота, и достаточно ей чужд, чтобы различия между настоящими тюленями и «Паро» не так сильно бросались в глаза.

Полный отход от реальности также имеет массу преимуществ. Ранние инструкции художникам Disney демонстрируют, что для того, чтобы персонаж выглядел «милым», он должен обладать рядом нереалистичных характеристик, в число которых входит огромная голова с большими глазами, маленькими ртом и носом и большим лбом. Особенно «мило», если эта голова прикреплена к крупному телу с короткими конечностями. Этот физический тип сразу же располагает к себе людей. Используя его, конструкторы добиваются сильного эффекта.

Так робот, созданный в Массачусетским технологическом институте (MIT), использовал мощь умильности, чтобы заставлять людей давать интервью на камеру. У «Бокси» были большая голова из картонной коробки, маленькое картонное тело и гусеницы вместо ног, а еще большие глаза, маленький улыбающийся рот и детский голос. Он ездил в общественных местах, прося помощи своим тонким голоском, и люди откликались, поднимали камеру к лицу и с удовольствием давали интервью. Представьте себе, что было бы, будь на месте «Бокси» всего лишь камера с инструкцией. Стали бы вы тратить время, аккуратно направлять на себя объектив и что-то рассказывать? Правильный, преувеличенно милый дизайн заставлял людей не только интересоваться роботом, но и хотеть помочь ему преодолеть конструктивные недостатки.



Не забывайте об интерактивности

Умильная внешность может пробудить у аудитории интерес к роботу, однако большинство людей на этом остановятся, если не увидят ответного интереса. Впрочем, здесь разработчикам роботов опять повезло. Мы готовы считать, что с нами взаимодействует буквально все. В ходе одного эксперимента ученые приводили подопытных в комнату, в которой находилась деревянная палочка на механической подставке, позволявшей ей передвигаться. Хотя эта конструкция контролировалась техником, каждый раз она совершала одну и ту же серию перемещений, независимо от того, кто находился в комнате. В итоге некоторые участники эксперимента решали, что она «что-то ищет», но большинство предполагали, что она как-то на них реагирует. Одна женщина всерьез рассердилась, сочтя, что палочка все время на нее указывает. Люди все-таки очень эгоцентричны.

Чтобы человек полюбил робота, важно, чтобы форма этого взаимодействия была приятной. Например, «Паро» дает понять, что ему нравится, когда его гладят, и издает приятные звуки. Кстати, один из первых в мире «ботов» добился такого эффекта случайно. «Элиза» (ELIZA) была создана как программа-психотерапевт. Причем она специально задумывалась как плохой психотерапевт — как психотерапевт того типа, который на любые слова пациента отвечает: «А что вы сами об этом думаете?» и «Почему вы так отреагировали?» Однако как только ее начали проверять на людях, она перестала быть всего лишь пародией. Хотя некоторые «пациенты» были равнодушны к вопросам «Элизы», многие с удовольствием с ней подолгу общались. Именно такое взаимодействие им и было нужно, и они так хорошо на него реагировали, что эту программу какое-то время всерьез предлагали использовать как дешевое средство для терапии. Если учесть, как часто люди влюбляются в своих психологов, можно понять, что наличие простого механизма, позволяющего им сказать все, что они хотят сказать, и получить в ответ некую реакцию, — отличный способ заставить их полюбить робота.

Воздействуйте на эмоции

Помните первого робота, который запал вам в душу? Если вы жили в определенный период, то, скорее всего, это был тамагочи. Пик их популярности пришелся на 1990-е годы, но их до сих пор можно купить и в виде коллекционного предмета, и в виде приложения для смартфона. Исходно это были небольшие приборчики примерно с четырьмя кнопками и экраном чуть больше экрана электронных часов. На этом экране «жила» условная картинка — «питомец». Владелец, нажимая на кнопки, кормил этого «питомца», поил его и играл с ним. Если он об этом забывал, «питомец» умирал, оставляя на своем месте либо маленького ангела, либо приведение, чтобы владелец мог почувствовать себя виноватым. Люди ухаживали за своими тамагочи как за детьми.

Люди по-прежнему склонны относиться к роботам как к детям, независимо от того, на что похож робот — на тюленя, на пиксели на экране или еще на что-нибудь. Однако для этого необходимо, чтобы робот — подобно ребенку — нуждался в уходе. «Паро» не только воркует, когда его гладят, но и издает недовольные звуки, если его ударить, а также просит, чтобы его кормили электричеством, и нуждается в сне. И его владельцам нравится о нем заботиться.

Люди также хотят защищать роботов. Одно исследование отслеживало реакции людей на плохое обращение с роботом. Взрослые люди, прекрасно понимающие, что перед ними лишь машина, нервничали, когда видели подобные вещи. Видеть, что робот страдает, значит для людей многое. Это убеждает их в человечности робота, заставляет их относиться к нему покровительственно и подталкивает их испытывать положительные эмоции от заботы о нем. Нам нужно быть нужными.

В ходе одного — весьма неприятного — исследования изучалось взаимодействие детей с роботом. Робот, управляемый техниками из соседней комнаты, контактировал с детьми, разговаривал с ними, подключался к их игре. Затем экспериментатор прерывал игру и убирал робота в шкаф, чтобы задать детям несколько вопросов. При этом робот, когда его уносили, просил: «Пожалуйста, не надо». Оказалось, что независимо от того, кто ты и насколько хорошо знаешь, что робот — это только ведро с гайками, такое зрелище всерьез тебя задевает. Увидев, что роботу «плохо», больше половины детей заявляли, что убирать его в шкаф неправильно, и 90% считали, что «несправедливо» уносить его, не дав ему закончить игру. Стоит отметить, что в ходе эксперимента дети в возрасте от младших школьников до подростков относились к роботу как к человеку — с удовольствием обнимали его, симпатизировали ему.

И последнее: никогда не позволяйте людям забывать, что роботы — это роботы

У роботов нет гражданских прав. 80% детей, участвовавших в упомянутом выше эксперименте, отвечали, что считают нормальным купить или продать робота. Это те же самые дети, большинство из которых полагало, что робот разумен, что у него есть чувства и что он заслуживает справедливого отношения. Судя по всему, симпатизировать мы склонны намного больше, чем думать о чужих правах и тем более заботиться о них.

И в этом, возможно, заключается главный секрет того, как заставить людей полюбить робота. Разница между «Паро» и живым существом заключается не только в том, что настоящим питомец может случайно ранить владельца. Разница в том, что если «Паро» умрет или пострадает от дурного обращения, это не повлечет за собой никаких последствий. Разница между тамагочи и кошкой в том, что, когда тамагочи умирает, люди пожимают плечами и игра дает им нового питомца, а вот даже самые бедные кошачьи приюты в какой-то момент перестанут давать вам кошек (только не спрашивайте, откуда я это знаю). «Бокси» легко может заставить вас дать интервью, но вы знаете, что в любой момент можете уйти без всяких проблем. Настоящие девушки и настоящие младенцы требуют больше времени и внимания, чем самые реалистичные куклы на свете. Главным преимуществом «Элизы» даже на пике ее популярности была «малозатратность». Люди любят роботов не только потому, что те похожи на живых существ — а значит, могут проявлять и внушать симпатию. Люди любят их еще и потому, что они все-таки не живые и такой заботы, как живым существам, им не полагается.

То есть главный фокус не в том, чтобы добиваться жизнеподобия, — люди способны привязываться к чему угодно. Главное — позволить людям в максимальной мере получать удовольствие от эстетической привлекательности, эмоциональной поддержки и физического комфорта, но так, чтобы при этом они помнили, что на них не висит никакой ответственности. Такое положение дел быстро внушает любовь.