13 декабря в интернет-версии международного бизнес-журнала Forbes Марк Адоманис высказал, по-моему, очень точную оценку проблемы Украины. (Комментарий «Everyone Needs To Remember That Ukraine Is Not A «Prize» But An Enormous Liability»).
Адоманис, дискутируя с известным в Латвии публицистом Эдвардом Лукасом, подчеркнул, что в выраженной в глобальных СМИ политической оценке вопрос примыкания Украины интерпретируется, как одно из самых ценных приобретений для любого блока. Примыкание Украины к какому-либо блоку трактуется, как крупномасштабная стратегическая победа. Адоманис предлагает рассмотреть вопрос выбора Украины, исходя лишь из экономических условий. В оценке нынешней экономической ситуации на Украине Адоманис беспощаден: Украина – это «фактически обанкротившееся государство, стремительно теряющее своих жителей, с полумертвой экономикой». С экономически-прагматичной точки зрения, присоединение Украины к любому блоку следует воспринимать, как огромное и, возможно, чрезмерное бремя для налогоплательщиков того блока, к которому эта страна примкнет.
Сейчас на Украине можно наблюдать небывалый подъем еврооптимизма. Толпа в сто тысяч человек хором призывает в Европейский союз. Фантастично! Тысячи украинцев действительно поверили, что Европе нужна Украина, и ЕС одним рывком решит экономические проблемы Украины. Из ЕС над Украиной прольется золотой дождь, который позволит этой стране освободиться от экономической зависимости от России, будет профинансировано преобразование всех железнодорожных путей под европейскую ширину, и гиганты тяжелой промышленности Украины с деньгами ЕС быстро превратятся в экологически чистые заводы. Уже в начале пути к ЕС местные олигархи будут соблюдать законы, и полиция будет защищать не интересы бандитов и большого политического бизнеса, а станет защитником маленького человека от преступности.
Политические лидеры Европы и Америки, посещающие Киев, видят свою миссию в выкрикивании оптимистичных лозунгов и призывов. Даже сенатор США Джон Маккейн, который проиграл Бараку Обаме в борьбе за президентское кресло в 2008 году, на прошлой неделе гостил в Киеве и под ликование митингующих утверждал: Европе нужна Украина, и Америка это поддержит. Европейские и американские лидеры подзадоривают протестующих украинцев, не говоря правду. Правда суровая. В бюджете ЕС на перспективу нет столь больших средств, чтобы действительно в быстром темпе интегрировать такое большое государство, каковым является Украина - 45,6 миллиона жителей. По численности населения – это примерно восемь стран Балтии вместе взятых.
Для того чтобы собрать средства на скорую интеграцию Украины, всем странам ЕС, в том числе Латвии и другим восточноевропейским государствам, пришлось бы в ближайшие десять лет отказаться от более быстрого выделения софинансирования и смириться с меньшими дотациями для крестьян и на другие нужды. Только ЕС в течение десяти лет не сумел устранить проблему и помочь государствам Балтии, которые энергетически зависимы от России. На каких доводах основаны идеи, что сразу найдется в десять раз большая сумма, которая необходима для отделения энергетического сектора Украины от России?
Правда, которую не говорят политические лидеры ЕС, выражая поддержку строителям баррикад на киевской Площади Независимости, весьма неприятная. Промышленность Украины не нужна ЕС. Старой Европе нужен резервуар дешевой, неприхотливой и ментально близкой рабочей силы, потому что возможности стран Балтии и других новых членов блока вскоре будут исчерпаны. К тому же, если Украина сделает свой выбор в пользу ЕС, а улучшений в экономике не последует, то те же люди, которые сегодня выкрикивают дифирамбы ЕС, как и греки, обвинят в своих проблемах не свинство местной власти, а политику ЕС.
Руководство Украины было готово примкнуть к тому, кто поможет не допустить банкротства государства. Первая порция кредита – 15 миллиардов долларов. У Европы свободных денег не было. В свою очередь, президент России Владимир Путин 17 декабря деньги пообещал. Однако в глобальном информационном пространстве все просто: если Украину от банкротства государства спасет ЕС, то это хорошо, а если Украину от банкротства государства спасет Россия, то это плохо, и самое время устраивать революцию.
Перевод: Лариса Дереча.