В одной из недавних статей на Huffington Post я уже выражала надежду на освобождение по приуроченной к 12 декабря амнистии двух участниц группы Pussy Riot, активистов Greenpeace, задержанных в 2012 году участников антипутинских протестных акций, а также двух бывших руководителей ЮКОСа, Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Эту надежду разделяли многие россияне, хотя мало кто на самом деле верил. Дело в том, что после возвращения Владимира Путина к власти в стране было принято несколько губительных для свободы законов, а антизападная риторика достигла масштабов времен холодной войны. Не так давно президент России подписал указ о ликвидации относительно объективного информагентства РИА «Новости»: вместо него будет сформирован орган, которому будет поручено создание позитивного образа России за границей. Параллельно с этим ходили слухи о подготовке третьего процесса Ходорковского, на этот раз по обвинению в «отмывании денег».
Но вдруг прогремел гром. Была объявлена амнистия. Она коснется всех тех, кому вынесли обвинение или уже осудили по статье «хулиганство». Таким образом, на свободе окажутся надежда Толоконникова и Мария Алехина из Pussy Riot, а также 30 активистов Greenpeace, которые находились на борту Arctic Sunrise. Однако самая большая неожиданность случилась позже. Во время состоявшейся 19 декабря масштабной пресс-конференции Путин заявил о помиловании президентским указом самого знаменитого политзаключенного в мире Михаила Ходорковского (его отправили за решетку по экономической статье, и, следовательно, на него не распространялась амнистия). Сейчас, когда я пишу эти строки, указ уже вступил в силу, а Ходорковский находится на свободе.
Эта новость застала всех врасплох. Как вы помните, последние десять с лишним лет Владимир Путин вел личную вендетту против бывшего нефтяного магната, который осмелился бросить вызов его контролю над страной и деловыми кругами. В 2003 году этот некогда самый богатый человек России (он, кстати, пользовался немалым влиянием в политических кругах) лишился своей компании ЮКОС и надолго загремел за решетку. Российский суд не ограничился первым процессом с его жестким приговором и в 2009-2010 начал разбирательство по новым обвинениям (сфабрикованы от А до Я), которое завершилось продлением тюремного срока. Ходорковский должен был выйти на свободу в августе 2014 года, но его близкие (в первую очередь, мать), а также многие эксперты и правозащитники были убеждены, что режим сделает все, чтобы он и дальше продолжил гнить в тюрьме: Путин не раз открыто выражал ненависть к нему.
Так, что же случилось? Стоит ли рассматривать решения режима как ситуационные меры, которые связаны с приближающейся Олимпиадой в Сочи? Сочи — это огромный по масштабам проект для Владимира Путина. Российское государство вложило более 50 миллиардов долларов в подготовку к соревнованиям, которая включает в себя в частности реализацию нескольких гигантских инфраструктурных проектов. Чтобы подчеркнуть величие России, олимпийский факел не только провезли по всей огромной стране, но даже запустили в космос. Ничто не должно испортить этот грандиозный праздник, личный триумф, звездный час российского лидера. Но при отсутствии амнистии и помилования Ходорковского Путину грозили масштабные протестные акции различных НКО в России и за границей. Несколько мировых лидеров, в том числе Барак Обама и Франсуа Олланд, уже заявили, что не поедут на церемонию открытия игр. Прозвучали даже призывы к бойкоту Олимпиады, в том числе и в связи с недавним вступлением в силу ущемляющих права геев законов. Таким образом, Кремлю пришлось принять срочные меры для корректировки отрицательного образа России, который сложился в результате ужесточения режима после возвращения Путина к власти. Именно это и происходит сейчас.
Но действительно ли мы имеем дело всего лишь с тактическим ходом, временной мерой накануне сочинских игр? Или же ситуация на самом деле меняется? Какой будет обстановка после Олимпиады? Нужно понимать, что созданные Владимиром Путиным после возвращения к власти юридические рамки носят чрезвычайно репрессивный характер. Уголовное преследование за клевету, серьезные ограничения свободы собраний, охота на НКО-«иностранных агентов», размытые определения интересов государственной безопасности и государственной тайны, запрет «пропаганды» гомосексуализма и т.д. Все эти законы при отсутствии независимых судов позволяют отправить за решетку любых оппозиционеров и запретить любые партии, движения и НКО, если на то будет воля властей.
Как бы то ни было, Владимир Путин, вероятно, извлек уроки из того, что происходило последние два года. Оппозиция его коррумпированному и авторитарному режиму не исчезла, несмотря на репрессии. Мы видели это на примере успехов Алексея Навального в борьбе на выборах московского мэра. Самый известный из современных оппозиционеров не смог одержать победу, однако в сентябре за него все же проголосовали 600 000 человек (по сути, это были протестные голоса тех, кто не доверяет режиму).
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов гонения на так называемые «политические» НКО. Ассоциация «Голос» (занималась мониторингом выборов по всей территории России) испытала на себе такое сильное давление, что была вынуждена прекратить свою деятельность. Тем не менее, на место «Голосу» пришла совершенно неофициальная организация «Гражданин-наблюдатель», которая сформировалась в социальных сетях и подготовила десятки тысяч волонтеров. Какие бы ограничительные меры ни принимала власть, она не сможет одолеть складывающееся гражданское общество, которое расширяет свое присутствие и достигает новых высот, как в столице, так и в провинции. Сегодня в этом нет ни малейших сомнений. Люди уже попробовали вкус свободы, стремятся играть политическую или общественную роль, требуют, чтобы власть прислушалась к ним. Поэтому они уже не станут такими же послушными овцами, как в советскую эпоху.
Владимир Путин и его окружение будут изо всех сил держаться за власть. Как и многие свергнутые автократы последних лет, вместе с властью они могут лишиться свободы и неправедно нажитых богатств. Тем не менее, российская оппозиция еще недостаточно многочисленна и организована, чтобы ждать серьезных перемен в ближайшие годы. Владимир Путин — циничный и холодный человек, бывший агент российских спецслужб, который руководит страной вот уже 14 лет. Быть может, он решил, что ему стоит «примириться» с некой оппозицией в стране, создав тем самым более привлекательный образ за границей? Я бы сказала, что сегодня он именно на это и рассчитывает.