Сегодня, когда прошел уже месяц после решения Украины отказаться от европейских обязательств и всего несколько дней после подписания важного договора с Россией, нужно признать, что общественный и политический кризис в стране, символом которого стало движение «евромайдан», постепенно сходит на нет. Киеву нужно будет извлечь уроки из поведения народа, который не постеснялся оспорить его внешнеполитический курс, а мы же пока рассмотрим стратегические изменения на Украине.
На протяжении всего «евромайдана» Москва неоднократно выступала против оппозиции и активистов: президент Владимир Путин окрестил «погромами» некоторые события в Киеве, а Государственная Дума 10 декабря приняла резолюцию с осуждением украинских оппозиционеров за требование об отставке правительства.
Стратегия России определенно заключалась в поддержке президента Януковича, которая должна была открыть путь для подписанных 17 декабря в Москве двухсторонних соглашений. Помимо 14 договоров по экономике, промышленному сотрудничеству и торговле (проекты общей стоимостью порядка 17 миллиардов евро касаются производства самолетов ОКБ Антонова, сотрудничества в космической отрасли и судостроения) Россия и Украина заключили три важных соглашения.
Во-первых, Киев, по сути, получил от Москвы план спасения своей экономики: Кремль обязался выкупить 15 миллиардов долларов украинских долгов в виде государственных еврооблигаций. До подписания договора имевшихся валютных резервов Киеву хватило бы на три месяца, что грозило неизбежным дефолтом и девальвацией национальной валюты (дефицит внешнего финансирования на 2014 год оценивался в 17 миллиардов долларов). То есть, России придется запустить руку в собственные резервы, чтобы спасти оказавшуюся на грани краха украинскую экономику.
Во-вторых, обе страны утвердили «дорожную карту» регламентации двусторонних торговых связей, которая должна подготовить Украину к нормам формируемого Москвой Таможенного союза.
Наконец, был подписан газовый контракт, по которому Россия отныне будет продавать газ Украине по цене в 268,5 доллара за 1000 кубометров, что стало 33% скидкой, потому что последние годы Киев закупал голубое топливо по цене до 400 долларов за 1000 кубометров. Новая цена все равно остается выше тарифов, которые действуют для соседей из Таможенного союза (Белоруссия платит 175 долларов за 1000 кубометров, а Армения - 190 долларов), однако иинистр энергетики Украины Эдуард Ставицкий отметил, что новая цена на газ позволит стране сэкономить до 7 миллиардов долларов в 2014 году.
Как бы то ни было, этот договор стал всего лишь финансовым компрессом, потому что президент Путин не забыл упомянуть, что речь идет всего лишь о временном решении. Хотя Киеву это и выгодно в краткосрочной перспективе, инициатива все равно находится в руках Москвы: Кремль может в любой момент пересмотреть решение, потому что за Газпромом остается право менять цену на газ каждый месяц. Это становится дополнительным экономическим оружием, которое может пойти в ход в случае непослушания Украины и в целом еще больше усиливает зависимость ее экономики от России.
По сути, соглашения 17 декабря были вполне предсказуемы и даже почти неизбежны, потому что отказ Украины от сближения с Европейским Союзом подразумевал компенсации со стороны России.
В начале декабря украинская делегация уже побывала в Москве для обсуждения перспектив расширения торгового партнерства, а президент Янукович заехал в Сочи к Путину 6 декабря по дороге из Китая. Кроме того, 14 декабря премьер-министр Николай Азаров дал понять, что более тесные экономические связи с Москвой принесли бы Украине вполне определенную выгоду.
В конечном итоге, сложно сказать, как именно Киев пойдет по пути интеграции в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана без официального заявления о вступлении. Сам факт того, что Россия и Украина неоднократно подчеркивали отсутствие предварительных соглашений о вступлении Киева в Таможенный союз, доказывает, что такие переговоры на самом деле велись. 19 декабря президент Янукович заявил, что его правительство приступило к рассмотрению положений Таможенного союза. Приобретенный в июне статус наблюдателя позволяет Украине получить доступ к этим документам и подготовить их интеграцию. Ликвидация первых торговых барьеров с Таможенным союзом может стартовать уже в январе 2014 года.
Чего ждать от отношений с Европой?
Соглашение 17 декабря доказало одно: Москва готова пустить пулю в ногу собственным финансам, чтобы только спасти своей проект Евразийского союза и побороть стремление Украины в Европу. Тем самым Кремль пытается защитить свои стратегические интересы.
Тем не менее, несмотря на последние события, Киев не отказался от сближения с Брюсселем, а диалог с европейскими институтами не был полностью остановлен. Переговоры о «технической подготовке» соглашения об ассоциации продолжают идти своим ходом. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) говорила с президентом Януковичем в Киеве 10 и 11 декабря, тогда как европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле (Stefan Füle) неоднократно встречался в Брюсселе с украинским вице-премьером Сергеем Арбузовым для подготовки нового цикла диалога, о котором сообщалось в резолюции Европейского парламента от 12 декабря.
Как бы то ни было, 15 декабря комиссар Фюле поднял шумиху, когда написал в Twitter о несостоятельности европейских планов Украины и подчеркнул, что необходимым условием проведения любых переговоров должны стать четкие обязательства со стороны Киева. На следующий день Кэтрин Эштон попыталась сгладить его слова, и тон дальнейших заявлений был заметно мягче: ЕС согласен подписать соглашение об ассоциации, как только Украина будет готова. В целом же, дело не удастся сдвинуть с мертвой точки, пока Брюссель будет упорно придерживаться политики «все или ничего» касательно предварительных условий подписания договора. Украина же, вероятно, продолжит и дальше придерживаться прагматической, но все более и более проблематичной позиции «ни нашим, ни вашим» по отношениям с Европой.