Есть две страны, которые щедро тратили государственные деньги на подозреваемых в совершении военных преступлений, представших перед Международным судом по бывшей Югославии. Это Хорватия, потратившая на троих обвиняемых свыше 28 миллионов евро, и Македония, израсходовавшая на двоих человек 9,5 миллиона евро.
Внутренний конфликт Македонии с албанскими мятежниками в 2001 году длился всего шесть месяцев, и в результате пользующийся поддержкой ООН суд в Гааге предъявил обвинения лишь двум македонцам. Это бедное балканское государство потратило миллионы на защиту, поддержку и лоббирование интересов министра внутренних дел Любе Бошкоски (Ljube Boskoski) (которого в итоге оправдали) и полицейского Йохана Тарчуловски (Johan Tarculovski) (которого осудили).
А Хорватия израсходовала более 28 миллионов евро только на защиту трех своих генералов Анте Готовины (Ante Gotovina), Младена Маркача (Mladen Markac) и Ивана Чермака (Ivan Cermak), которые в итоге были оправданы.
Для обеих стран защита обвиняемых международным трибуналом превратилась в дело государственной политики, и они потратили огромные деньги на то, чтобы обеспечить им максимум шансов на освобождение. Очевидно, что цель состояла в том, чтобы защитить своих героев войны, набрать политические очки у себя дома и не допустить нанесение еще большего ущерба международному престижу своих стран.
Еще три страны из состава бывшей Югославии потратили меньше денег на большее количество подозреваемых. Однако общая сумма денежных средств, израсходованных на военнослужащих, которые были арестованы и предстали перед международным судом по обвинению в ужасных зверствах, составляет почти 40 миллионов евро.
Таинственные и никому не подотчетные фонды занимались сбором средств, публично призывая помочь подозреваемым в совершении военных преступлений в Боснии и Герцеговине, в Хорватии и Косове. Но пока неясно, сколько денег им удалось собрать, и как они были потрачены.
Защищая «героев» войны
Сербия с 2004 по 2013 годы потратила 1,7 миллиона евро государственных средств на личные расходы и лечение обвиняемых в совершении военных преступлений, а также на поездки членов их семей. И это не считая расходов на адвокатов подозреваемых.
Центр журналистских расследований Balkan Investigative Reporting Network выяснил, что из 26 ответчиков, которым в настоящее время платит Белград, 18 являются армейскими офицерами и боснийскими сербами с гражданством Сербии, в том числе, генерал Ратко Младич (Ratko Mladic). И это вопреки тому, что Сербия полностью отрицает свою причастность к боснийской войне.
На помощь обвиняемым из Боснии и Герцеговины было отправлено в целом 640000 евро. Но все эти деньги пришли из сербской части Боснии Республики Сербской, и переданы они были на нужды подозреваемых сербов. Эти средства были переданы семьям обвиняемых сербов через фонд Pomoc, хотя он не опубликовал никаких отчетов о том, какие именно суммы были собраны, и как они были потрачены.
Другое политическое образование Боснии Федерация Боснии и Герцеговины из-за мешающих достижению консенсуса трудностей не оказывает никакой финансовой помощи подозреваемым бошнякам и хорватам.
Косово также не потратило никаких денег на защиту шести своих подозреваемых в совершении военных преступлений, израсходовав лишь 16750 евро на прием по случаю возвращения домой оправданных подозреваемых.
Тем не менее, там было собрано более полутора миллионов евро на оказание помощи двум известных боевикам из Армии освобождения Косова, которые стали политиками. Это Рамуш Харадинай (Ramush Haradinaj) и Фатмир Лимай (Fatmir Limaj). Деньги в ходе кампаний собирали непрозрачные фонды.
Эти фонды никогда не отчитывались открыто перед своими донорами за полученные и потраченные деньги. Balkan Investigative Reporting Network удалось частично узнать, о каких суммах идет речь, благодаря документам Международного суда по бывшей Югославии и одному коррупционному делу в Приштине по поводу ненадлежащего использования средств, собранных для защиты Харадиная.
В Боснии, Косове и Сербии Balkan Investigative Reporting Network получил данные для своего журналистского расследования по запросу о предоставлении информации.
Но две страны, потратившие больше всех денег, с огромной неохотой делились подробностями о том, кому и сколько было выплачено. Наверное, это объясняется недовольством общественности такими щедрыми тратами в трудный для балканской экономики период.
Македония вообще отказалась делиться какой бы то ни было информацией о том, сколько было выплачено в Гааге защите двух ее обвиняемых. Данные о государственных тратах Скопье центр Balkan Investigative Reporting Network собирал из интервью и анонимных источников из числа представителей власти и судебных органов страны, а также из немногочисленных официальных заявлений.
«Я пытался получить те данные, о которых вы просили, но мне сразу было сказано, что они строго секретные, и я не должен спрашивать об этом», - рассказал центру один македонский чиновник, согласившийся на беседу при условии соблюдения анонимности.
Из потраченных Македонией с 2006 по 2013 год 9,5 миллиона евро 3,5 миллиона было заплачено команде американских адвокатов, которую возглавляет знаменитый юрист Алан Дершовитц (Alan Dershowitz), а 2,5 миллиона было израсходовано на лоббирование.
Хорватия не сообщила никаких подробностей о уже известной сумме в 28 миллионов евро, которая была потрачена на защиту трех ее генералов, которых обвинили в совершении воинских преступлений, а затем оправдали. И это несмотря на то, что она обязана предоставлять такую информацию в соответствии с законом о публичной информации.
Не была предоставлена и информация по другим выплатам, в том числе, боснийским хорватам и гражданам Хорватии, обвиняемым в зверствах во время войны в Боснии. До сих пор неясно, помогал Загреб защищать этих людей или нет.
Не было также никакого официального подтверждения той суммы, которую хорватское государство потратило на привлечение американской фирмы Patton Boggs к лоббированию интересов генералов в этом деле.
Частный фонд Foundation for the Truth About the Croatian Homeland War (Фонд за правду о войне в Хорватии), созданный для оказания помощи генералам и для защиты их действий в военное время, также не публиковал никакую отчетность, хотя один из его покровителей заявил, что только за первый год своей работы он собрал 1,1 миллиона евро.
Выплаты с политической подоплекой
Государства, осуществляющие официальные выплаты в интересах оказания помощи ответчикам в Гааге, часто называют их гуманитарными усилиями по поддержке граждан, представших перед судом за рубежом.
Но как говорит эксперт по Балканам Роланд Костич (Roland Kostic), работающий в Швеции в Уппсальском университете, выплаты эти осуществлялись и по политическим соображениям.
«Страны бывшей Югославии считают рассматриваемые международным судом дела борьбой за собственную правду, в которой каждое государство видит возможность доказать, что его правда правдивее других», - сказал Костич.
Выделение средств на нужды подозреваемых в совершении военных преступлений не является нарушением закона, какими бы щедрыми ни были эти суммы. Главный прокурор Гаагского трибунала Серж Браммерц (Serge Brammertz) заявил Balkan Investigative Reporting Network, что «суверенные государства сами вправе решать, как им тратить свои деньги».
Однако он отметил, что многие жертвы войн в бывшей Югославии, часто пытающиеся добиться компенсации от своих бедных и попавших в полосу рецессии государств, нередко говорят о несправедливости, наблюдая за тем, как их страны выделяют деньги бывшим полевым командирам.
«Я могу понять недовольство этих жертв, которые видят, как тратятся деньги на защиту потенциальных военных преступников, многие из которых впоследствии будут осуждены», - сказал Браммерц.