Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уроки 2013 года для власти и народа

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкЗаседание Высшего Государственного Совета Союзного государства
Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2013 год, безусловно останется в памяти белорусского населения прежде всего выматывающим ожиданием очередного экономического коллапса в форме шоковой девальвации белорусского рубля. Именно за постоянные обходы пунктов обмена валюты белорусский народ заслужил от своего президента презрительное определение «народец».

Проблемы нашего итога не могут не тревожить Бога. (офисный фольклор)

Память, как говорят ученые, представляя из себя сложную систему взаимосвязанных физических и химических процессов, является, тем не менее, очень сложной «штукой», живущей своей собственной, естественно суверенной жизнью. Так что попытки «напрячь память» не всегда оказывается плодотворными - довольно часто искомая информация оказывается недостижимой, а скорее заблудившейся в лабиринте вашей собственной памяти.

Канувший в лету Советский Союз представлял собой страну, где практиковалось очень своеобразное отношение к исторической памяти – реальная жизнь со всеми, прежде всего, конечно успехами страны и радостями в личной жизни, начиналась только после 1917 года. Все что было до этого события, в формате коммунистической пропаганды представляла из себя поразительно далекую от исторической реальности смесь пропаганды и фантазий, где царским временам была определена роль самого мрачного периода жизни страны в духе знаменитой кинотрилогии о Максиме.

Для доказательства преимуществ социализма была выбрана точка отсчета – 1913 год, что имело свои резоны. Стоит напомнить, что 1913 год был самым успешным годом в развитии российской экономики, чей рост был прерван вступлением империи в первую мировую войну (войну семи империй, из которых четыре к 1918 году исчезли). Десятилетиями в светской пропаганде звучала сакраментальная фраза: «А по сравнению с 1913 годом…», а далее говорилось, что производство металла выросло в десять раз, картошки в пять, производство автомобилей в тысячу, надои молока ну просто девать некуда, а вырубка леса утроилась, как и вылов рыбы…

Понятно, что 1913 год был выбран в качестве некой виртуальной исходной точки, призванной подтвердить легитимность и историческую необходимость октябрьского переворота.

С той точки отсчета прошло ровно сто лет. Давно нет Советского союза и уже вступила во взрослую жизнь поколение, для которых название СССР не несет никаких воспоминаний или, тем более, какой-то ностальгии. Но ведь нельзя исключать того, что в будущей истории Республики Беларусь найдет свое место и завершающий свой бег 2013 год.
Интересно, чем он запомнился республике, ее народу и властям, а также соседям Беларуси и как в завершающем году в экономической и политической жизни страны отразились мировые позитивные и негативные тенденции? Стоит обратить внимание прежде всего на экономику.

Поиски денег

2013 год, безусловно останется в памяти белорусского населения прежде всего выматывающим ожиданием очередного экономического коллапса в форме шоковой девальвации белорусского рубля. Именно за постоянные обходы пунктов обмена валюты белорусский народ заслужил от своего президента презрительное определение «народец», что, естественно, только частично отражает весь объем недовольства «народного президента» к своему электорату, который, как всегда бывает в эпоху загнивания авторитаризма, недостоин своего правителя.

Девальвация белорусского рубля, которая созрела еще в начале октября, тем не менее не состоялась, что во-первых, продемонстрировало то, что Национальный банк все-таки кое-чему научился и перевел процесс девальвации в стадию медленного роста курса доллара. Во-вторых, на финансовый «фронт» были брошены валюта из закрытых президентских фондов и деньги из коммерческих банков, которых подвергли жесткому шантажу.

Ограбление коммерческого сектора, как и наступление на сектор индивидуальных предпринимателей – солидного потребителя валюты, являются мерами, конечно, аварийного характера, но в условиях современной Белоруссии такие действия не являются чем-то сверхординарным. Проблема в том, что в 2013 году страна продолжала жить не по средствам – больше проедала, чем зарабатывала.

После периода расцвета контрабанды растворителями (Беларусь является единственной страной в Европе, чье существование напрямую зависит от контрабандного бизнеса), сальдо внешней торговли вновь стало негативным и все очередные заявления белорусского руководства, что в следующем году экспорт, наконец, превысит импорт, можно смело отнести к фантазиям. Завершающий год со всей очевидностью продемонстрировал, что в рамках проводимой руководством республики экономической политики выйти на положительное сальдо внешнего товарооборота невозможно, если только не обворовывать партнеров по интеграции. Это важнейший урок 2013 года.

Вторым уроком можно считать провал промышленной политики белорусских властей. С одной стороны, с треском провалилась широко разрекламированная модернизация отдельных отраслей белорусской экономики – деревообработка, производство цемента и т.д.(« Если вы не можете конкурировать на рынке со своим цементом, встает вопрос: зачем была нужна модернизация? Мы модернизировали предприятия, чтобы быть конкурентоспособными, чтобы получить высокого качества продукт и продать его по хорошей цене. В противном случае, зачем эта модернизация, нано- и прочие технологии? И как продаем? Никак! ... мы загнали туда деньги, взяли иностранные кредитные линии и получили товар, который никому не нужен» А. Лукашенко, декабрь 2013 г.).

Даже запущенная в Борисове сборка китайских легковых автомобилей не сделала переворота на рынке. С другой стороны, загруженные склады никому не нужной продукцией привели к объективному спаду промышленного производства (до 4,6% к уровню 2012 г.). Страна ускоряет свой бег в статусе аграрно-индустриальной державы, хотя, стоит напомнить, что и в сельском хозяйстве далеко не все хорошо. Октябрьский кризис с обеспечением молочной продукции столичного мегаполиса явился весьма четким индикатором неблагополучия в белорусском АПК, который гонит на экспорт все подряд, включая наверное коров вместе с доярками.

2013 год запомнится еще одним уроком для белорусских властей – процесс выезда самого трудоспособного населения за рубеж в поисках высокооплачиваемых рабочих мест стал необратимым. Беларусь проиграла конкуренцию за собственные трудовые ресурсы, окончательно превратившись в резервуар относительно дешевой рабочей силы средней квалификации. Все попытки решить данную проблему вводом отдельных налогов и другими карательными мерами приведут только к ускорению выезда из страны белорусских рабочих, специалистов и представителей как технической, так и творческой интеллигенции, включая их семьи.

В свою очередь 2013 год стал своеобразным этапом в расширяющейся практике завоза в республику иностранной рабочей силы. Стоит напомнить, что в строительстве культового здания Дворца независимости приняли участие северокорейские строители. Так что, в процессах трудовой миграции 2013 год оставил свое заметное место.

Калийная война – самое яркое политико-экономическое событие 2013 года, безусловно, войдет в историю современной Беларуси, как, с одной стороны, вполне определенный и, одновременно, негативный итог российско-белорусской экономической интеграции, завершившейся крупным международным скандалом и развалом единственной совместной корпорации, а с другой стороны, как «точка невозврата» в инвестиционной истории страны. Можно сказать, что с 2013 года Республика Беларусь исчезла с мировой карты инвестиций, что является важнейшим уроком завершающего года.

Россия

На российско-белорусском «фронте» за истекший год так и не было достигнуто каких-либо значимых «прорывов», способных круто поменять не только социально-экономическую ситуацию в республике, но и изменить место РБ в системе евразийской интеграции, что однако крайне не удовлетворяло белорусские власти. В этом плане захват топ-менеджера российской кампании «Уралкалий» можно считать жестом отчаяния, который только ощутимо добавил негатива во взаимоотношениях между Москвой и Минском. Любопытно то, судя по попыткам А. Лукашенко использовать олигархат для установления контроля над «Уралкалием», тема калийной войны получит свое продолжение и в 2014 году.

Весь завершающий год основная проблематика в отношениях между Москвой и Минском была сосредоточена в финансово-ресурсном секторе и группировалась по нескольким вопросам:

- получение из России нефти в максимально больших объемах;
- получение из России финансирования на модернизацию белорусских предприятий;
- получение из России (АКФ ЕврАзЭС) нового кредита в 3 млрд. долларов.

Стоит заменить, что шестой транш предыдущего кредита видимо так и не добредет в завершающем году до белорусского министерства финансов.

Заседание Высшего Евразийского экономического совета


Деньги на модернизацию официальный Минск планировал получить в качестве результата саммита в формате Высшего Госсовета Союзного государства, который состоялся 15 марта в Санкт-Петербурге. Однако, как оказалось, Москва не видит смысла в финансировании модернизации предприятий белорусского госсектора, которые будут потом своей продукцией теснить российских производителей на их собственном рынке.

Встречное предложение России, увязывающее модернизацию с получением собственности на пяти знаковых промышленных объектах (ОАО «МЗКТ», ОАО «Интеграл», ОАО «Пеленг», ОАО «Гродно Азот» и совместный проект ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ»), как-то не вписывалось в белорусские традиции использования России в роли безответного и безотказного спонсора. А. Лукашенко предал забвению предложение Москвы, хотя на встрече во время российско-белорусских военных учений, президент России напомнил о «пятерке».

Однако в декабре промышленная «пятерка» вновь понадобилась белорусским властям для того, чтобы хотя бы частично взломать российскую позицию по ограничению поставки в РБ сырой нефти. Москва, опираясь на очередные клятвы белорусского правительства, обязующегося все-таки продвинуть реализацию «пятерки», анонсировала поставку в первом полугодии 2014 года 11,5 млн. тонн нефти, что составляет половину запрашиваемого Минском объема в 23 млн. тонн. Этим решением российская стороны, во-первых, создала положительный фон для российско-белорусского саммита в Сочи, назначенного на 25 декабря. Во-вторых, ничего не мешает Москве и в 2014 году повторить опыт 2013 года, когда с начала года в РБ поступала нефть поквартально, но в объемах, вполне удовлетворяющие белорусскую стороны, чтобы в конце года поставки сократились.

В целом, 2013 год продолжил тенденцию по окончательному закреплению за республикой статус субсидированного сателлита Российской федерации. Параллельно, нет никаких сомнений, что белорусская сторона в отношении перспектив промышленной «пятерки» традиционного лжет и никакого продвижения в этом важном секторе российско-белорусских отношений в 2014 году не предвидится. Приватизация белорусских НПЗ в наступающем году также останется в сфере пропаганды. Белорусские власти будут стараться навязать российским компаниям бесконечный переговорный процесс, в ходе которого попытаются выкрутить у россиян финансовые авансы, но так ничего не продадут. С другой стороны, белорусские власти будут разрываться между желанием выкачать из России побольше нефти и нежеланием выполнять обязательства в области приватизации. Но в любом случае нельзя не отметить еще один важный урок 2013 года – реальная модернизация за собственный счет в условиях авторитарного режима в Беларуси невозможна.

Одновременно, в 2013 году белорусские власти обнаружили, что существующий объем российской поддержки (общей суммой до 9 млрд. долларов в год) уже не обеспечивает экономическую стабильность в республике, не говоря уже об экономическом росте. Различия в уровне и качестве жизни граждан России, и Беларуси за последние годы стали все больше приобретать политическое звучание, дискредитируя экономическую политику А. Лукашенко. Этот процесс в 2013 году приобрел собственную тенденцию.

Оборона

Попутно в 2013 году произошло еще одно знаковое событие в российско-белорусских отношений - Москва взяла под контроль белорусское небо. Назначение на пост командующего совместным ПВО белорусского генерала (будет ротация) не скрыла главную проблему – катастрофическое падение обороноспособности белорусской армии, включая ПВО и пограничные войска. Это тем более невероятно, что в 1990-е годы Россия вложила немало средств в модернизацию белорусской границы – строились заставы и отряды и т.д. Однако, как оказалось, на белорусской-литовской и белорусско-латвийской границах вполне легально существуют контрабандные коридоры, включая воздушные, которые используются и для переправки в страны ЕС нелегальных мигрантов.

Появление в Белоруссии российской авиабазы означает, что военно-стратегическое сотрудничество между РФ и РБ в формате Союзного государства проходит этап глубокого реформирования и в данном случае ни о каком равноправии партнеров говорить не приходится.

Справедливости ради, стоит отметить, что А. Лукашенко не был бы самим собой, если бы даже из открытия российской базы в Лиде не постарался извлечь некие дивиденды. Во всяком случае, история с выбором места дислоцирования российской авиагруппы в Беларуси остается весьма «мутной» и вероятно получит свое продолжение в 2014 году.

Важнейший урок уходящего года – Белоруссия не может себя защитить.

Интеграция


Беларусь второй год находясь в Едином экономическом пространстве евразийского интеграционного проекта, в истекающем году так и не предприняла каких-либо системных мер по реализации соглашений, составляющих основу функционирования, как ТС, так и ЕЭП.

Более того, в течение всего 2013 года руководство Роспотребсоюза и Федеральной таможенной службы РФ неоднократно публично привлекали внимание российского и белорусского руководства к фактам проникновения через белорусскую таможенную границу товаров третьих стран на российский рынок, в том числе и продуктов питания, запрещенных к ввозу на территорию России, Россельхознадзор неоднократно выражал сомнения по поводу поставок молока и мясной продукции из третьих стран под видом белорусских продуктов питания. По схеме беспошлинного вывоза растворителей в 2011 и 2012 годах в 1 и 2 кварталах 2013 года белорусскими властями были предприняты попытки организовать поставку на украинский рынок российского дизельного топлива под видом белорусского биодизеля.

О размахе ущерба, который наносит экономике стран ТС применение в Беларуси серых и контрабандных схем, заговорили после обнародования летом 2013 г. Центробанком России информации о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов. Только за 2012 год через фирмы, зарегистрированные в Беларуси, из России в страны Евросоюза было перемещено более 15 млрд долларов.

В целом, руководство республики в 2013 году предприняло попытку обхода действующих условий Таможенного союза и Единого экономического пространства, пытаясь добиться увеличения доходов от своего статуса члена евразийской интеграции. В частности, белорусские власти продолжили ограничивать распространение на территорию республики четырех свобод единого экономического пространства (перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы), пытались оградить свой рынок от российских товаров, развивали программы импортозамещения и требовали от розничной торговли реализации прежде всего белорусской продукции (до 85% ассортимента). Действия белорусского руководства обуславливались тяжелым финансовым положением республики и опасениями, что глубокие структурные экономические реформы подорвут политическую монополию А. Лукашенко на власть в стране.

Попытка официального Минска сблокироваться с Астаной имела свой резон, что и проявилось на заседании Высшего евразийского экономического совета 24 октября в Минске, где российское руководство подверглось жесткой критике фактически за попытки Москвы распространить четыре свободы ЕЭП на рынки Казахстана и Беларуси. По мнению белорусского и казахстанского руководства правила единого экономического пространства должны быть предоставлены исключительно Минску и Астане и на российском рынке.

Данные аспекты интеграционной политики белорусских властей, как и попытки белорусского правительства с помощью своих спецслужб разыграть в белорусском медиа-пространстве информационную войну против Таможенного союза, находятся под пристальным вниманием российского руководства, что и проявилось 15 декабря на союзном совмине, где премьер-министр РФ Д. Медведев обратил внимание на то, что основной причиной стагнации в российско-белорусских отношениях является неготовность Минска к реальной и глубокой интеграции.

Скорее всего, вопрос об белорусском интеграционном «застое» окажется главным и на российско-белорусском саммите в Сочи, куда А. Лукашенко, ободренный московским успехом В. Януковича (17 декабря 2013 г.), направился преисполненный желанием вытянуть из В. Путина свою часть рождественских подарков. Сценарий встречи неизвестен, так как стоит напомнить, что в вопросе о поддержке украинских властей В. Путин пошел против вполне сформировавшегося мнения российского политического класса и экспертного сообщества, уверенного, что Киев в любом случае не выйдет из процесса ассоциирования с ЕС. Так что нечто неожиданное может произойти и после беседы в резиденции «Бочаров ручей».

Стоит напомнить разочарование А. Лукашенко в октябре завершающегося года тем, что Москва так и не отменила в 2014 году взимание экспортной пошлины за поставляемые за рубеж белорусские нефтепродукты. Белорусское руководство продолжает буквально бредить мечтой стать основным посредником по продаже российских энергоносителей на европейском рынке.

Жизнь народа


Как всегда, в 2013 году белорусское население продолжало демонстрировать поразительную способность к экономическому выживанию, лавируя между суровыми экономическими реалиями своей Родины и соблазнами у ближних соседей.

Власти, ориентируясь на политические задачи, повторили собственный негативный опыт 2010 года административного наращивания заработной платы, доведя среднюю месячную заработную плату в республике к концу 2013 года до 600 долларов в пересчете на белорусские рубли (рост за 2013 год на 18%).

Темпы роста средней заработной платы превысили в несколько раз темпы роста производительности труда. Однако, белорусское руководство, не имея экономических оснований для быстрого увеличения доходов, исходило из необходимости вернуть населению уровень доходов, искусственно созданный в предвыборный 2010 г. и потерянный в результате масштабной девальвации 2011 г.

Рост заработной платы должен был, с одной стороны, сократить трудовую эмиграцию из страны, привести к росту реализации товаров отечественного производства, а с другой стороны, обеспечить необходимое доверие электората к главе государства в рамках подготовки к очередным президентским выборам. В 2015 году А. Лукашенко планирует баллотироваться на пост президента Республики Беларусь в пятый раз.

Однако, рост доходов населения не вызвал ожидаемого правительством увеличения потребления белорусских товаров. Напротив, со второй половины 2013 года резко увеличился спрос на наличную валюту, что совпало с массовым выездом населения республики в гипермаркеты Польши и Литвы для закупки более дешевых товаров повседневного спроса и продуктов питания производства Евросоюза.

Есть и «позитивный итог» 2013 года – введен в строй Дворец независимости, представляя собой прекрасный образец завершения авторитарной парадигмы развития Республики Беларусь. Стоит напомнить, что за выпрашиваемый у России очередной кредит А. Лукашенко может вполне построить еще пять аналогичных дворцов среди нищеты. И построит… с него станет.

Общий итог: страна в центре Европы в 2013 году продолжая жить в угаре безумия и пустого тщеславия, одновременно живет надеждами на чудо и помощь соседей, а в наступающем 2014 году будет жить по принципу «ночь простоять и день продержаться».